Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   «Он взял чужое!»...

Полезная информация

«Он взял чужое!»...

«Он взял чужое!» - для родителей это всегда шок. «Как такое могло случиться в нашей семье?!», - думаете вы.

Почти каждый человек в дошкольном возрасте брал что-то чужое. Это нельзя назвать воровством в полном смысле слова, потому что у маленького ребенка еще нет понятий «мое» и «чужое». Школьники, как правило, уже понимают, что делают, но иногда их физическое развитие намного опережает развитие психики. Например, высокий 13-летний подросток ведет и ощущает себя как 4-5-летний малыш. Особенно часто такое несоответствие встречается у приемных детей. Дети, оставшиеся без попечения родителей, по результатам многолетних исследований и наблюдений, имеют, например, отставание в психическом или физическом развитии.

Также сложно назвать воровством поступок, если ребенок взял какую-то вещь родителей без спроса, воспользовался ею (или похвалился в классе) и самостоятельно вернул, положил на место.

Пример из практики:

У кассы в магазине стоят соблазнительные лотки с конфетами и жвачками. Девочка пяти лет не устояла и положила шоколадку себе в кармашек. Мама, заметив это, стала бить ребенка по щекам и кричать: «Воровка!». Малышка испуганно смотрела по сторонам и плакала.

Что в такой ситуации нужно было сделать?

Во-первых, удержаться от криков и пощечин. Во-вторых, спокойно, но твердо объяснить, что все шоколадки необходимо отдавать «тете на кассе» и платить за них деньги. Можно было вместе с девочкой подойти к пресловутому лотку, чтобы она сама положила конфету обратно. Или – к кассе, чтобы она отдала конфету кассиру.

Прежде всего, не следует поддаваться панике. Воровство встречается у многих детей – и кровных, и приемных. Конечно, это серьезный проступок, но он не означает, что ваш ребенок вырастет преступником. Не следует унижать ребенка и клеймить вором – так вы можете внушить ему подобную характеристику. Постарайтесь сесть и спокойно поговорить на тему: «Что происходит в нашей семье?». Спросите ребенка: «Почему ты взял «деньги, Юлины заколки, Васины машинки»?». Если он совсем малыш, объясните ему, что эти вещи чужие, а чужое нельзя брать без спроса. Помогите ему встать на место потерпевшего: «Если бы Вася взял твою игрушку и не спросил, ты бы расстроился?». Такая постановка вопроса учит сочувствовать другому, именно сочувствовать дети еще не умеют.

Детям школьного возраста нужно объяснить, что воровство имеет серьезные последствия: оно грозит осуждением окружения, а после 14 лет и уголовным наказанием. Как показывает практика, родители пропускают мимо своего внимания «первые звоночки» в поведении ребенка, а обращаются к разным специалистам и бьют тревогу тогда, когда с ребенком уже начинают работать инспектора по делам несовершеннолетних.

Кроме этого обязательно следует, наблюдая за взаимоотношениями ребенка, увидеть первые неодобряемые поступки, прояснить причины такого поведения и бороться с ними.

Например, ребенок просто давно мечтал о такой кукле или о такой машинке и не устоял перед искушением… В таком случае вы можете договориться, что он не будет брать чужое, а вы сами, в зависимости от состояния семейного бюджета, будете покупать ему нужные вещи.

В школьном возрасте появляются и другие причины. Ребенок может чувствовать себя неуверенно среди сверстников и стараться завоевать их расположение. Если он не ощущает себя ценным как личность, а считает ценными только вещи, которые у него есть, он может начать воровать, чтобы стать счастливым обладателем детских «сокровищ». Или украсть деньги, чтобы накупить угощения для ребят в классе и стать популярнее.

В среде подростков воровство порой становится условием принятия в компанию. Тинэйджер может совершить кражу из магазина, чтобы доказать свою крутизну и стать «своим». И часто бывает так, что его ловят, а «друзья» испаряются. Если ваш ребенок пошел на это, следует задуматься, почему он так подвержен чужому влиянию. Возможно, дело в том, что он ведомый под чужим давлением? Как научить ребенка уверенному поведению помогут психологи, ведущие группы для подростков.

Если основная причина – в непопулярности среди сверстников, разговоров о недопустимости воровства мало. Нужны меры, чтобы помочь ребенку занять достойное место среди других ребят. Например, можно подобрать кружок или секцию, где он будет успешным и найдет друзей с такими же интересами. А если ребенок стал настоящим изгоем среди одноклассников и жертвой травли, стоит подумать и о переходе в другой класс или другую школу.

Порой дети воруют, потому что родители отказывают им что-то купить, а сами они этого сделать еще не могут. Кроме того, у них неразвито представление о собственности. Очень хорошо, если к 5-7 годам у ребенка появится его первая копилка. Договоритесь с ним: «Каждую неделю я буду класть тебе туда монетку, и ты сможешь себе что-то купить». Можно вместе пойти в магазин за покупками: у вас будет свой кошелек, у ребенка – свой. Это приучит вашего сына или дочку к тому, что вещи нужно именно покупать, а не брать без спроса. Возможно, если бы у девочки из нашего примера были карманные деньги, она бы не стала воровать конфету у кассы. Конечно, свои первые монетки ребенок потратит на ерунду, на которую вам денег жалко: на жвачки, пестрые журналы и т.д.. Но на следующем этапе он будет складывать деньги, чтобы купить то, о чем он давно мечтал: красивую куклу или диск с мультиками. Постепенно он научится распоряжаться деньгами и знать им цену.

Что делать, если ворует приемный ребенок?

Воровство встречается и среди кровных детей, и среди приемных, и среди тех, кто растет в благополучной семье, и у тех, чьи родители тоже воруют. Если ваш приемный ребенок совершил такой поступок, не стоит впадать в отчаяние и ставить крест на его судьбе. Все можно исправить.

Отличие приемных от кровных детей состоит лишь в том, что у бывших воспитанников учреждения есть дополнительные мотивы таких действий. И, прежде всего, это чувство ненасыщаемого голода – как физического, так и эмоционального. Присваивая чужие вещи, они пытаются восполнить дефицит, в котором постоянно жили раньше – недостаток вещей и недостаток любви. Возможно и парадоксальное поведение, когда ребенок берет вещи человека, которые ему нравятся, чтобы через предметы стать к нему ближе или чтобы привлечь к себе его внимание. Например, он может взять что-то у любимой учительницы. А если уже сформировалась сильная привязанность к приемным родителям – то у мамы или папы.

В жизни приемной семьи существуют так называемые «точки кипения» - кризисные периоды: (1 год совместного проживания, 2 года и 3,5 года), когда ребенок бессознательно провоцирует близких на то, чтобы они его отвергли. Это проявляется в разных формах. Некоторые дети начинают воровать, другие - грубить и хулиганить, у десятилетнего мальчика может появиться энурез. Ребенок как будто проверяет на прочность чувства родителей и их решимость сделать его членом своей семьи. Он как бы спрашивает: «А вы меня по-настоящему взяли?», «А вы от меня не откажетесь?». Он еще не верит, что его взяли навсегда. К сожалению, бывает и так, что проблемного ребенка действительно возвращают обратно в учреждение. Но если родители находят в себе силы вместе с сыном или дочерью пережить трудный период, за ним неизбежно наступает «светлая полоса» - так называемые точки примирении или наиболее гармоничных взаимоотношений. Обычно это 6 месяцев 1,5 года и 5 лет. С каждым пройденным кризисом ребенок все больше интегрируется в семью и становится по-настоящему своим.

Если ваша семья сейчас проходит через «точку кипения», не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам. Именно в такое время особенно актуальна потребность в Отделении сопровождения. Конечно, для того, чтобы пойти к психологу, нужна определенная смелость. Но важно понимать, что обращение за помощью – это не признак слабости или родительской несостоятельности, а мудрое и своевременное решение.

 

Семейные психологи: Ольга Балакина, Марина Медонова, ведущие школы принимающих родителей.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ