Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Компьютер для ребенка это вред или польза?

Полезная информация

Компьютер для ребенка это вред или польза?

Компьютер для ребенка это вред или польза?Компьютер – венец человеческой мысли XX века, на него возлагаются надежды на грядущие успехи чело­вечества в новом тысячелетии. Как же это отражается на молодом поколении, которое и будет достигать этих успехов? Когда родители позволяют ребенку пользоваться компьютером, они должны учитывать следующее.

Положительные аспекты

Работа на компьютере может принести большую поль­зу в процессе обучения ребенка. В компьютере инфор­мация подается динамично, красочно, текст сочетается с картинками и графиками, используется мультипликация, происходит воздействие цвета и звука, задействуется много ассоциативных связей.

Все это положительно влияет на эмоциональную и волевую сферы психики ребенка, стимулирует подвижность  нервной деятельности, развивает внимание и точность. Мозг освобождается от рутинной работы, которая отнимает много времени и за счет этого творческий процесс интенсифицируется.

Еще один из положительных аспектов, связанных с использованием компьютера в процессе обучения – это изменение отношения к своим ошибкам. На бессознательном уровне у человека существует желание избегать ошибок, а при наличии негативного опыта в прошлом, связанного с совершением ошибок, и страх перед ошибкой. Вместе с тем, страх совершить ошиб­ку парализует творчество, стремление осваивать но­вое. Найдя какие-то стандартные решения, ребенок перестает искать новые варианты, так как ошибки сопровождаются негативными эмоциями. В условиях общения с компьютером ошибки легко исправляются и вообще начинают выполнять свою основную поло­жительную функцию - они не дают сбиться с правильного пути. Именно так относятся к ошибкам творчески одаренные и целеустремленные натуры. В реальнос­ти быстро провести коррекцию ошибки часто не удается, потому что последствия совершаемых ошиб проявляются через бКомпьютер для ребенка это вред или польза?ольшие отрезки времени (двойка за контрольную). Компьютер же организует быстрый контакт со своими ошибками, и в этих условиях они не несут унизительных последствий. Отрицательным мо­ментом здесь является то, что, привыкнув к легкости в исправлении ошибок в работе с компьютером, ребе­нок может перенести эту привычку в полной мере на жизнь и приобретет склонность необоснованно риско­вать и вести себя безответственно.

Логические и стратегические игры, использующие на­циональный колорит, исторические события, способ­ствуют развитию творческих способностей, использо­ванию стратегического и тактического мышления, знакомят с традициями различных народов и разны­ми культурами.

Отрицательные аспекты

При игре на компьюКомпьютер для ребенка это вред или польза?тере происходит настолько силь­ная концентрация внимания человека на действии, происходящем на экране, что развивается своеобразный транс и теряется ощущение реального времени. Возникает проблема «зависания в компьютере», когда ребенок по нескольку часов не может оторваться от экрана. При частом повторении подобных ситуаций возникает угроза возникновения компьютерной зависимости.

Если используются низкопробные игры, сюжеты кото­рых включают только погони и убийства, где в роли жертв выступают люди, то может резко снизиться пси­хологический барьер на подобные поступки. В вирту­альном мире существует виртуальная ответствен­ность. Когда подобные игры используются часто и по­долгу, такое отношение к насилию становится бессоз­нательным и может резко снизить ответственность ребенка при совершении каких-то проступков в реаль­ном мире.

Проблема общения

Для нормального психологического и социального развития ребенку необходим опыт общения с людьми: это является основой понимания других людей, себя, сво­его места в мире и самого мира. Общение должно быть достаточно длительным и разнообразным. Общение для психики то же, что питание для тела. Все мы знаем, что для нормального развития организ­му нужны жиры, белки, углеводы, витамины и минералы.Компьютер для ребенка это вред или польза?

Психика же нуждается в общении с людьми разного пола и возраста, разных социальных групп и нацио­нальностей. Много ли калорий и витаминов получит голодный человек, посмотрев «вкусную» телепереда­чу? В таком же положении оказывается психика ребен­ка, чьим единственным другом является компьютер.

Медицинский аспект

При работе на компьютере обязательно должны соблюдаться санитарные нормы, иначе вред от компьютера превысит пользу. При длительной работе перед монитором перегрузку испытывают зрение, позвоночник, некоторые группы мышц спины, мышцы рук, происходит переутомление, а при многочасовой работе – и истощение нервной системы. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий, необходимо делать перерывы на 10-15 минут через каждые 45 минут (для старшеклассников), а для младших школьников время работы на компьютере не должно превышать 30-40 минут

 В заключение можно сказать следующее: так же, как родители заботятся о качестве и достаточном коли­честве питания ребенка, им следует заботиться о ка­честве и количестве потребляемой ребенком «компью­терной продукции»; приучить ребенка с детства к обу­чающим и развивающим играм, не допускать исполь­зование низкопробных игр и следить за временем, ко­торое ребенок проводит за компьютером.

 

Городской детско-подростковый психоневрологический диспансер.

Врач ГДППНД Гладкевич О.С.

 

По материалам буклета Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ