Региональная программа Нижегородской области

«Бесстрашное детство»

http://бесстрашное-детство.рф


Полезная информация

Психическое развитие ребёнка и жизненная среда

Автор: Широкова О.В., Педагог-психолог

Человек с момента своего рождения попадает в определённую жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии: здесь он развивается, воспитывается и обучается, здесь формируется его неповторимый личностный склад.

Когда говорят о понятии семейной среды, то подразумевают довольно широкий класс явлений. Это и физическая структура, и размеры жилищного пространства, и особенности взаимоотношений между членами конкретной семьи. Оказывается, если организм в течении длительного времени находится в условиях полного отсутствия личной территории, то он становится неуверенным, безынициативным в других ситуациях, требующих самостоятельного решения.

Сейчас много пишут о том, что современный ребёнок с самого детства недополучает опыт положительных эмоциональных контактов. Исследования убедительно демонстрируют тот факт, что дефицит общения с родителями, близкими в пространственном отношении тактильных и эмоционально насыщенных контактов, является непосредственной причиной задержек физического и психического развития ребёнка, обуславливает раннее формирование негативных личностных образований (страхов, невротических и психопатологических комплексов и коммуникативных барьеров).

Случаи полной или частичной изоляции ребёнка от социальной среды (нет эмоциональных и речевых контактов с матерью, близкими, нет опыта общения с сенсорными эталонами- звуки, ощущения и т.п.) относятся к группе экзогенных факторов нарушенного развития. Если ребёнок в силу обстоятельств изолирован от социальной среды, то развитие его будет ущербным, либо, в случае полной изоляции, он не станет человеком как существом социальным. Дети первого года жизни, воспитывающиеся в таких условиях, отличаются от ровесников: они вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления. Впоследствии у таких детей не возникает привязанности к взрослому, они не доверчивы и замкнуты, печальны и пассивны.

Искажения в общении со взрослыми характерны для всех детей , воспитывающихся в закрытых учреждениях и вне семьи. Отсутствие эмоционального характера общения, слабая сенсорная и социальная стимуляция – всё это лишает детей очень важного для психического развития переживания своей нужности, самоценности и ценности для других, спокойной уверенности в себе, доверия к другим людям.

Жизненная среда закрытого учреждения не способствует произвольному управлению своим поведением, самостоятельному выполнению правил при отсутствии контроля со стороны взрослого, что ведёт к не самостоятельному ситуативному поведению. Формируется привычка жить по указу, “чужим умом”. Дети не помнят своего прошлого, или воспоминания негативны, не могут простроить перспективу своего бедующего.

Исходя из выше сказанного, следует отметить, что родителям необходимо как можно раньше налаживать эмоциональный контакт со своими детьми и постоянно его поддерживать в открытом диалоге. Тогда дети будут доверять взрослым свои переживания, и конфликт “отцы- дети” не будет переходить в необратимые процессы потери друг друга. Таким образом, дети получат достойный социальный опыт, который позволит им успешно адаптироваться к жизни в обществе, и быть нужными ему.