Региональная программа Нижегородской области

«Бесстрашное детство»

http://бесстрашное-детство.рф


Полезная информация

Как выбрать нужный вид спорта

Как выбрать нужный вид спортаНи для кого не секрет, что физкультура и спорт играют немаловажную роль в жизни каждого человека. Спорт обладает удивительными свойствами. Он может объединять людей, знакомить их между собой, в большинстве случаев спорт укрепляет здоровье, характер и даже умственные способности людей, которые им занимаются, развивает в них такие навыки как скорость, ловкость, реакция, координация, выносливость, терпение и сила. Спорт делает людей более устойчивыми к негативным факторам внешней среды. Он часто приносит людям массу положительных эмоций, например, при победе любимой команды или при достижении человеком какого-то результата в нём. Благодаря регулярным занятиям физкультурой и спортом укрепляется иммунная система, человек с легкостью справляется с физическими, умственными и моральными нагрузками.

Начинать заниматься спортом следует с самого детства, тем самым, развивая полезное пристрастие, увлечение и передавая из поколения в поколение свои навыки и умения. Идеально приобщать ребенка к спорту в промежутке между 6-11 годами - в возрасте расцвета физических возможностей. Очень важен выбор наиболее подходящего вида спорта, а это не так просто. Маленькому человеку нужна тактичная подсказка взрослого. Если ребенку всего 6 лет, а он уже хочет заниматься борьбой или футболом, объясните ему, что сначала следует подготовить себя к этим занятиям, научиться хорошо бегать, прыгать, плавать, стать крепким и выносливым, а затем уже начать спортивные тренировки по любому виду спорта.

Раньше всего (с 7-8 лет) можно заниматься видами спорта, требующими ловкости, гибкости и быстроты движений. К ним относятся: фигурное катание и гимнастика, акробатика, прыжки в воду, теннис и др. Идеальный вид спорта для девочки - художественная гимнастика. Она развивает чувство ритма, делает девочку грациозной, элегантной, придает уверенность в жестах. Гармоничному развитию способствует плавание, благотворно влияющее на дыхательную систему, улучшающее осанку и выносливость.

Легкую атлетику не зря называют королевой спорта. Она является идеальной подготовкой для занятий любым видом спорта, отлично развивает грудную клетку, вырабатывает правильное дыхание, укрепляет нервную систему.

К занятиям видами спорта, в основе которых лежат упражнения скоростно-силового характера или единоборство с соперником (легкая атлетика, фехтование, настольный теннис, спортивные игры, борьба и др.), лучше приступить с 9 - 10-летнего возраста.

Катание на коньках развивает ловкость, равновесие, гибкость, хорошо укрепляет мышцы ног, придает фигуре стройность.

Ходьба на лыжах укрепляет все мышцы тела, повышает выносливость и работоспособность. Футбол - любимая игра всех мальчишек. Он развивает все необходимые физические качества, кроме того вырабатывает коллективизм, чувство товарищества и взаимовыручки.

Существуют виды спорта, в которых нужны физическая зрелость, большая сила и выносливость (тяжелая атлетика, гребля, бокс и др.); занятиями этого вида спорта рекомендуется несколько позже – в 12-13 лет. Не надо забывать, что ранняя спортивная специализация не всегда способствует гармоничному развитию организма и может пагубно отразиться на здоровье.

Не менее важно при выборе спорта учитывать индивидуальные особенности и характера ребенка. Например, высокорослым детям лучше всего заниматься спортивными играми - плаванием, греблей и некоторыми видами легкой атлетики. Коренастым, низкорослым предпочтительнее спортивная гимнастика, тяжелая атлетика, борьба, прыжки в воду. Ребенку с отличной реакцией на быстро меняющуюся обстановку можно рассчитывать на успех в боксе, фехтовании, теннисе и других видах спорта, где требуется молниеносная оценка ситуации.

Таким образом, правильно выбрать спортивную специализацию - дело не простое, и решать его должны совместно юный спортсмен, тренер, спортивный врач и родители.

Медицинский контроль и самоконтроль. И родители, и дети должны сознательно относиться к процессу физического воспитания. Неправильно проведенные тренировки (нарушение режима учёбы, отдыха, питания), неорганизованные восстановительные мероприятия (баня, массаж, физиотерапия); вредные привычки (курение, употребление алкоголя даже в небольших дозах); наличие в организме очагов инфекции - все это может привести к срыву, истощению и, как следствие, к травме, заболеванию. Поэтому, приступая к занятиям по физическому воспитанию, необходимо прежде всего познать индивидуальные возможности организма, его способность переносить различные нагрузки, в том числе и при разных погодных условиях. Поможет в этом всестороннее медицинское обследование, а в процессе занятии - периодический контроль за состоянием здоровья. Это особенно важно для детей с ослабленным здоровьем, а тем более подверженных хроническим заболеваниям.

Дети с помощью родителей должны систематически вести свой дневник, как это делают спортсмены. В этом дневнике необходимо отражать не только объемы и интенсивность учебно-тренировочных занятий, но и такие субъективные данные, как самочувствие, настроение, сон, аппетит, работоспособность, утомляемость. Например, ощущение мышечной радости, бодрости.

 

По материалам издания «Как вырастить здорового ребёнка?» под редакцией профессора В.П. Алфёрова, Ленинград «Медицина» , 1991 г.