Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Ох уж эти подвижные детки!

Полезная информация

Ох уж эти подвижные детки!

Автор: Зюзина О.А., Педагог-психолог

В последнее время родители, воспитатели и учителя всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о простом подвижном ребёнке. С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не закончив или не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Гиперактивное поведение начинает проявляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время всё ещё бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребёнка или результат неумелого воспитания. Чуть ли не каждого ребёнка, проявляющего излишнюю подвижность и неусидчивость на занятиях в школе или детском саду, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность не всегда оправдана, т.к. синдром гиперактивности – это медицинский диагноз. Право на постановку данного диагноза имеет только специалист и только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней активности ребёнка.

Что является причиной возникновения гиперактивности у детей?

Основные причины – это паталогии беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), которая и является причиной многих школьных проблем примерно у половины неуспевающих учащихся. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.

Как помочь гиперактивному ребёнку?

Важно помнить, что дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы. Для их включения должны соблюдаться определённые условия: обеспечение эмоционально нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок; соблюдение режима дня и достаточное время для сна; соответствующая медикаментозная поддержка; разработка индивидуальной помощи со стороны неврологов, психологов, педагогов, родителей; своевременная и полноценная нейропсихологическая коррекция.

Какие практические рекомендации можно дать родителям и педагогам?

Профилактическая работа с гиперактивным ребёнком

  • Заранее договариваться с ребёнком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
  • Об истечении времени ребёнку сообщает не взрослый, а заведённый заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребёнка.
  • Выработать совместно с ребёнком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
  • Выработать и расположить в удобном для ребёнка месте свод правил поведения в группе детского сада, в школе, дома.
  • Просить ребёнка вслух проговаривать эти правила.
  • Перед началом занятий ребёнок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

Рекомендации по воспитанию гиперактивного ребёнка

  • Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Изо дня в день время приёма пищи, выполнение домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • В определённый промежуток времени давайте ребёнку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
  • Во время игр, занятий ограничивайте ребёнка одним партнёром.
  • Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, моделирование).
  • Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее действие.
  • Хвалите ребёнка каждый раз, когда он этого заслужил, подчёркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.
  • Давайте возможность ребёнку для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, бег, длительные прогулки.
  • Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

В заключение: Порог чувствительности к отрицательным стимулам у гиперактивных детей очень низок, они не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям. Помните об индивидуальных особенностях ребёнка и ваши отношения наполнятся теплотой и любовью!

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ