При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Что такое социальная дезадаптация детей и пути её преодоления
Автор: Николаева Е.А., Зав. отделением социальной диагностики
Ваш ребенок пропускает уроки и убегает из дома, грубит вам, конфликтует с учителями – все это свидетельствует о возникновении у него социальной дезадаптации.
Социальная дезадаптация - это нарушение процесса социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации - нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.
Выделяют две стадии социальной дезадаптации:
Существует несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков:
Социальная дезадаптация является обратимым процессом. Реабилитацию дезадаптированных детей можно провести в специализированных учреждениях - социально-реабилитационные центрах для несовершеннолетних.
Основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. В специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании личного обращения, заявления родителей, постановления комиссий по делам несовершеннолетних, органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел и др.
Основными направлениями деятельности реабилитационного центра для несовершеннолетних являются:
В отделении социальной диагностики выявляют и анализируют факторы, обусловившие социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка, разрабатываются индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программа реабилитации.
Ее поэтапная реализация осуществляется в реабилитационном отделении. Проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьей и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в получении образования, специальности и в профориентации. Существует несколько способов формирования у подростков самоуважения и самосознания. Один из них — ориентация на образец, достойный подражания (родственник, знакомый, реальный или вымышленный герой). Большую помощь в реабилитации подростка оказывает и индивидуальная психотерапия: беседы, разговоры, обсуждение различных проблем.
Сотрудники изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальным работником дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью. Однако очередной срыв со стороны родителей может вернуть ребенка в центр.
Таким образом, деятельность реабилитационного центра — это создание условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов их дальнейшего жизнеустройства.
Отделение социально-правовой помощи осуществляет защиту прав и законных интересов воспитанников; оказывает содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников.
И наконец, пожалуй, самое сложное направление деятельности Центра - работа с семьей. Социальная реабилитация в Центре непременно ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями основана на взаимодействии с психологом на уровне консультирования; работа с аморальными семьями ведется на уровне социального патронажа. После возвращения детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов (психологов, юристов и др.)
При возникновении трудной жизненной ситуации, признаков социальной дезадаптации у детей, обращайтесь в центры социальной реабилитации неовершеннолетних, расположенные по вашему месту жительства. Вам окажут квалифицированную помощь!