Региональная программа Нижегородской области

«Бесстрашное детство»

http://бесстрашное-детство.рф


Полезная информация

Что такое социальная дезадаптация детей и пути её преодоления

Автор: Николаева Е.А., Зав. отделением социальной диагностики

Ваш ребенок пропускает уроки и убегает из дома, грубит вам, конфликтует с учителями – все это свидетельствует о возникновении у него социальной дезадаптации.

Социальная дезадаптация - это нарушение процесса социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации - нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

Выделяют две стадии социальной дезадаптации:

  • стадия школьной дезадаптации, которая характеризуется социальными нарушениями, связанными с учебно-воспитательным процессом (сквернословие, курение, пропуски уроков, конфликты с учителями и сверстниками);
  • стадия социальной запущенности, характеризуемая глубоким отчуждением от семьи и школы и различными асоциальными отклонениями (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, аморальное поведение и т.д.).

Существует несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков:

  • наследственность (психофизическая, социальная, социокульгурная),
  • психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания),
  • социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества),
  • социальная деятельность самого индивида, т.е. активно-избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию, а также личные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения.

Социальная дезадаптация является обратимым процессом. Реабилитацию дезадаптированных детей можно провести в специализированных учреждениях - социально-реабилитационные центрах для несовершеннолетних.

Основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. В специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании личного обращения, заявления родителей, постановления комиссий по делам несовершеннолетних, органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел и др.

Основными направлениями деятельности реабилитационного центра для несовершеннолетних являются:

  • профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
  • обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;
  • обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

В отделении социальной диагностики выявляют и анализируют факторы, обусловившие социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка, разрабатываются индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программа реабилитации.

Ее поэтапная реализация осуществляется в реабилитационном отделении. Проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьей и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в получении образования, специальности и в профориентации. Существует несколько способов формирования у подростков самоуважения и самосознания. Один из них — ориентация на образец, достойный подражания (родственник, знакомый, реальный или вымышленный герой). Большую помощь в реабилитации подростка оказывает и индивидуальная психотерапия: беседы, разговоры, обсуждение различных проблем.

Сотрудники изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальным работником дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью. Однако очередной срыв со стороны родителей может вернуть ребенка в центр.

Таким образом, деятельность реабилитационного центра — это создание условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов их дальнейшего жизнеустройства.

Отделение социально-правовой помощи осуществляет защиту прав и законных интересов воспитанников; оказывает содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников.

И наконец, пожалуй, самое сложное направление деятельности Центра - работа с семьей. Социальная реабилитация в Центре непременно ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями основана на взаимодействии с психологом на уровне консультирования; работа с аморальными семьями ведется на уровне социального патронажа. После возвращения детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов (психологов, юристов и др.)

При возникновении трудной жизненной ситуации, признаков социальной дезадаптации у детей, обращайтесь в центры социальной реабилитации неовершеннолетних, расположенные по вашему месту жительства. Вам окажут квалифицированную помощь!