Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Что делать, если ребенок плохо себя ведет?

Полезная информация

Что делать, если ребенок плохо себя ведет?

Автор: Васильева Галина Валерьевна, Педагог-психолог

Каким бы хорошим ни был ребенок, все равно родителям приходится ожидать каких-то поступков, которые можно квалифицировать как плохое поведение. Мы думаем, что им будет полезно знать, какие действия в таких случаях наиболее эффективны.

Давайте рассмотрим некоторые формы плохого поведения, которые наиболее часто встречаются.

Нытье

Как вы реагируете на нытье ребенка?

Оно может быть настолько раздражающим, что вам придется бороться с искушением обрушиться со своим гневом на ребенка: “Перестань сейчас же ныть, или я тебя накажу!”

Если вы сделали это, то проиграли сражение. Обрушивая гнев на ребенка, вы тем самым даете ему в руки дополнительное оружие, которое он сможет использовать против вас. Также вы даете ему понять, что вас удалось-таки вывести из равновесия. Позже, если ему захочется манипулировать вами таким способом, он уже будет знать, что нытье срабатывает. Чем больше гнева вы обрушиваете на ребенка за нытье, тем выше вероятность, что он снова станет ныть.

Также, чем больше вы гневаетесь на ребенка, тем больше вынуждаете его к чрезмерному подавлению гнева. А это приведет к развитию в нем антиавторитетных и пассивно-агрессивных установок и соответствующего этим установкам поведения.

Выплеснуть свой гнев на ребенка можно не только криком, но и если вы начнете ныть в ответ, как бы передразнивая его. Родитель, который поступает таким образом, просто изливает свою враждебность. Кроме того, он показывает плохой пример обращения с гневом. И конечно, он высмеивает ребенка.

 

Есть несколько возможных вариантов ответной реакции на нытье

(Вам необходимо выбрать те из них, которые наиболее эффективны при воспитании именно вашего ребенка)

  • Для большинства детей бывает достаточно просто проигнорировать нытье.
  • Если это не действует, вы можете поговорить с ребенком в спокойном и довольно прохладном тоне: “Я ничего не могу разобрать, когда ты говоришь таким голосом. Говори нормально, чтобы я мог понять, чего ты хочешь”.
  • Если дети продолжают ныть, оставайтесь спокойным вдвойне. Если вы отреагируете эмоционально и просто сдадитесь, то нытье победило.
  • Отвлечь ребенка, занять его чем-то веселым.
  • Если нытье все равно продолжается, я оставляю его одного в безопасном месте и говорю, что буду рада продолжить разговор или поиграть с ним во что - то интересное, когда он сможет говорить своим нормальным голосом.

Действительно, иногда, кажется, что некоторые дети рождаются нытиками. Если вы имеете такой “экземпляр” у себя дома, то вам ради спасения жизни необходимо научиться применять способы, которые мы здесь обсудили. Постепенно они будут ныть меньше, но этот процесс медленный и потребует большого труда. В экстремальных случаях можно подумать о тайм-ауте или позитивном подкреплении.

Вспышки гнева и “дикого”, неконтролируемого поведения

Дошкольники особенно склонны использовать такие вспышки в качестве орудия для контролирования родителей. Спусковым механизмом тут служат различные примитивные раздражители, такие, как жажда, голод, жар или боль. В таком возрасте детям бывает трудно успокаиваться. Родители должны помочь им в обретении контроля над своим поведением.

Когда с ребенком случаются вспышки гнева, то родителям приходится трудно, в особенности, если дело происходит на людях. Здесь можно применить те же правила, что и при нытье. Для родителей важно сохранить спокойствие и попытаться проигнорировать вспышку. Для этого можно чем-то занять свои мысли. Полезно заняться домашними делами, особенно если они сопровождаются громким шумом.

Как правило, если игнорировать вспышку и не показывать своего расстройства, то этого бывает достаточно. Если она длится слишком долго, то вы можете дать ребенку определенное время, в течение которого он должен успокоиться. Когда время истечет, вам следует подумать о наказании, таком, как лишение привилегий или дополнительные домашние дела.

Спокойствие родителей дает ребенку понять, что они полностью контролируют ситуацию и никакие вспышки на них не повлияют.

Многим родителям помогают сохранять спокойствие такие вещи, как пенье, воспоминания о чем-то приятном, рассказывании сказки или размышления о счастливых планах на будущее. Пенье или рассказывание сказки может успокоить и ребенка.

Для детей школьного возраста “пусковыми факторами” для вспышки гнева могут стать отвержение или критицизм со стороны ровесников, неуверенность в родительской любви или осуждение, которое воспринимается ребенком как несправедливое.

Есть одна техника, которая помогает детям успокоиться, когда они разгневаны. Это глубокое мышечное расслабление.

Вам нужно научить их этой технике. Делайте это тогда, когда вам и ребенку хорошо и вы оба чувствуете себя спокойно. Затем он сможет применять эту технику в минуты напряжения или когда утратит самообладание.

Научите ребенка напрягать и затем расслаблять каждую часть тела: левую ступню, левую ногу, правую ступню, правую ногу и так далее. Часто освоению этой техники помогает воображение, когда ребенок представляет своего любимого героя из мультфильма, который выполняет упражнение одновременно с ним.

Вот несколько упражнений на расслабление каждой части тела

  • Упражнения на расслабление мышц лица. "Озорные щечки"

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы за­дувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубоч­кой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягива­ются. Затем расслабить щеки и губы.

  • Упражнение на расслабление мышц рук "Вибрация"

Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень. Руками потрясли. Вот мы здоровы и бодры.

  • Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании "Ленивая кошечка"

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а".

  • Упражнение на расслабление мышц ног "Слон"

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с "грохотом" опустить на пол. Дви­гаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опус­кая ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе "Ух!".

  • Упражнение на расслабление всего организма "Птички"

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый поле­вой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журча­щему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлим­ся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

  • Упражнение на расслабление всего организма "Летний денек"

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и за­крывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу, но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица, пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром. Гремит гром, как барабан.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ