Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Детская агрессивность

Полезная информация

Детская агрессивность

Автор: Широкова О.В., Педагог-психолог

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников:

  • семья, которая может демонстрировать агрессивное поведение и закреплять его,
  • взаимодействие со сверстниками, от которых они узнают о преимуществах агрессивного поведения, во время игр,
  • учатся агрессивным реакциям через средства массовой информации

Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста:

  • часто теряют контроль над собой
  • часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми
  • намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы
  • часто винят других в своём «неправильном» поведении
  • завистливы и мстительны
  • часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев проявлялись одновременно и устойчиво 4 критерия, можно говорить как о личности, обладающей агрессивными качествами.

Основные направления работы воспитателя с данной группой детей в условиях стационарной группы следующие:

  • развитие позитивной самооценки через систему поощрений за имеющиеся и возможные успехи, даже самый маленький успех в доступной деятельности достоин поощрения (альбом успехов, медали, аплодисменты и…)
  • гнев нужно не оставлять в себе, а отреагировать приемлемым для общества способом – рисование, лепка гнева (выбор сюжета, цвета красок, пластилина самостоятельно ребенком) Также необходимо дать возможность прямого вербального контакта с созданным чувством гнева – «сказать все что нужно, тому кому нужно», возможно наедине. Также возможно дать выход через движения: разорвать свой рисунок и т.п.
  • контролировать эмоциональные реакции ребенка - если он на взводе, то рекомендовать ему, прежде чем перейдет к действиям, например:
    • сжать кулаки сильно и разжать до 10 раз
    • крикнуть сильно в «трубу гнева» ( любая специально оформленная банка)
    • сделать 10 глубоких вдохов с медленным выдохом.
  • формировать правильные поведенческие реакции:
    • с/ролевые игры, отражающие конфликтные ситуации,
    • совместный разбор последствий агрессивного поведения,
    • разработка совместно правил поведения и поощрения,
    • ведение ребенком вместе с воспитателем « личного блокнота», где фиксируются лично для ребёнка составленные правила, достижения и неудачи и выставляется «оценка» ( например – звездочка)
    • включение в различные соревнования , где ребенку доверяется роль лидера (дляповышения самооценки, и сброса агрессивной энергии).

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ