При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
«Подросток: хрупкое доверие к себе и к миру» (продолжение)
Автор: Бондарева А.В., Воспитатель
Доверие – хрупкая субстанция, которую сложно заслужить, но легко потерять. Когда в жизни человека происходит что-то очень важное, резко меняющее, рушащее привычные внутренние смыслы – доверие к миру утрачивается. На самом же деле потеря доверия к миру всегда сопряжена с потерей доверия к себе, ибо в критической ситуации старые смыслы «умирают», а новые еще не созданы.
Очень часто в этот момент врывается в жизнь человека ИНТЕРНЕТ и заполняет собой все пространство.
Для современного человека интернет - особая психологическая реальность, интернет - культура, «новый мир». Мир для человека делится на две составляющие - реальную и виртуальную. Оба этих мира представляют ту «совокупность вещей и людей», с которой он взаимодействует в течение жизни. Причем виртуальный является не только тем особым миром, где можно получить любого рода информацию, но и средой жизни, миром, где происходит множество тех же процессов, что происходит в реальном социуме. Виртуальный мир для подростков давно уже привычная обыденность, мир, где проводится достаточно большое количество времени. Для них это скорее абсолютная реальность, настоящая жизнь.
С точки зрения взрослых «парадокс» когда ребенок предпочитает сообщить новость или поделиться информацией с другом не по телефону, а через социальную сеть. На взгляд подростка – это абсолютно нормальное явление. В той или иной мере все родители сталкиваются с этой проблемой в воспитании ребенка (пишет сообщения вместо чтения книг, стремиться сесть за компьютер при первой же свободной минуте и т.д.).
Интернет представляет собой мир, где, как и в реальной жизни (реальном мире), существуют и положительные, и отрицательные стороны.
Ребенок самостоятельно ищет интернет-ресурсы, когда его отношения с миром и самим собой нарушены и рядом нет того человека, доверие к которому помогло бы ребенку вновь обрести доверие к самому себе.
С нашей точки зрения, помочь ему может понимающий и любящий близкий взрослый.
Основываясь на проведенных исследованиях, характеризующих доверие к миру и к себе у подростков 14-15 лет, выяснилось, что большинство подростков считают, что родители входят в круг их доверительного общения. Однако, наряду с положительными характеристиками, 20% детей считают, например, что их матери не обладают такими качествами, как чуткость, авторитетность и даже доброта. Общий уровень доверия к себе и к миру у этих подростков был ниже, чем у остальных детей.
Многие подростки готовы заменить интернет более интересным занятием, но пока не знают каким.
Главная роль в плане помощи подростку в ситуации утраты доверия и организации выбора альтернатив, на наш взгляд, принадлежит семье и близким взрослым.
Вот некоторые альтернативные занятия, которые предложили воспитанники нашего центра в ходе опроса:
Лишь внимание и чуткость к состоянию ребенка, его проблемам, которые взрослым нередко кажутся надуманными и мелкими, а для подростка являются жизненно важными, помогут ему обрести новые смыслы и позволят избежать трагического развития событий.
Подросток - хрупкое доверие к себе и к миру. Задача близких сохранить и укрепить это хрупкое чувство!