Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   «Подросток: хрупкое доверие к себе и к миру» (продолжение)

Полезная информация

«Подросток: хрупкое доверие к себе и к миру» (продолжение)

Автор: Бондарева А.В., Воспитатель

Доверие – хрупкая субстанция, которую сложно заслужить, но легко потерять. Когда в жизни человека происходит что-то очень важное, резко меняющее, рушащее привычные внутренние смыслы – доверие к миру утрачивается. На самом же деле потеря доверия к миру всегда сопряжена с потерей доверия к себе, ибо в критической ситуации старые смыслы «умирают», а новые еще не созданы.

Очень часто в этот момент врывается в жизнь человека ИНТЕРНЕТ и заполняет собой все пространство.

Для современного человека интернет - особая психологическая реальность, интернет - культура, «новый мир». Мир для человека делится на две составляющие - реальную и виртуальную. Оба этих мира представляют ту «совокупность вещей и людей», с которой он взаимодействует в течение жизни. Причем виртуальный является не только тем особым миром, где можно получить любого рода информацию, но и средой жизни, миром, где происходит множество тех же процессов, что происходит в реальном социуме. Виртуальный мир для подростков давно уже привычная обыденность, мир, где проводится достаточно большое количество времени. Для них это скорее абсолютная реальность, настоящая жизнь.

С точки зрения взрослых «парадокс» когда ребенок предпочитает сообщить новость или поделиться информацией с другом не по телефону, а через социальную сеть. На взгляд подростка – это абсолютно нормальное явление. В той или иной мере все родители сталкиваются с этой проблемой в воспитании ребенка (пишет сообщения вместо чтения книг, стремиться сесть за компьютер при первой же свободной минуте и т.д.).

Интернет представляет собой мир, где, как и в реальной жизни (реальном мире), существуют и положительные, и отрицательные стороны.

Положительный стороны:

  • для активного участника интернет-жизни не стоит проблема отчуждения;
  • открывается реальное поле деятельности, причем открывается оно абсолютно всем – лидерам и аутсайдерам, общительным, замкнутым и тревожным, независимо от их личностных характеристик, социального статуса и других особенностей;
  • предоставляется возможность участвовать в любых сообществах в соответствии со своими интересами. Хотя, многие из таких сообществ как раз имеют деструктивную и антисоциальную направленность, стараясь вовлечь в свои ряды как можно больше подростков с целью дальнейшей манипуляции ими.
  • предоставлена полная свобода в общении, выборе групп по интересам, самопрезентации, самоосуществлении. Именно посредством интернета многие пользователи «находят себя», реализуя свои интересы, склонности, способности, находя себе друзей, вступая в различные сообщества.

Отрицательные стороны:

  • Интернет-ресурсы могут представлять опасность для психики ребенка, предлагая ему деструктивные и опасные способы «ухода от проблем»;
  • Пользуясь знанием детской психологии, создатели таких сайтов затягивают подростков в различные «интернет - секты», зомбируют детей, нанося непоправимый ущерб их психике, а иногда подталкивая к уходу из жизни;
  • Нарушение здоровья (снижение зрения, искривление позвоночника, гиподинамия);
  • Зависимость.

Признаки интернет-зависимости:

  • Раздражительность при невозможности подключиться к интернету;
  • Постоянное стремление находиться онлайн;
  • Нарушение сна;
  • Отсутствие сосредоточенности вне Сети;
  • Навязчивое стремление приобретать новейшее программное обеспечение и оборудование.

Ребенок самостоятельно ищет интернет-ресурсы, когда его отношения с миром и самим собой нарушены и рядом нет того человека, доверие к которому помогло бы ребенку вновь обрести доверие к самому себе.

С нашей точки зрения, помочь ему может понимающий и любящий близкий взрослый.

Основываясь на проведенных исследованиях, характеризующих доверие к миру и к себе у подростков 14-15 лет, выяснилось, что большинство подростков считают, что родители входят в круг их доверительного общения. Однако, наряду с положительными характеристиками, 20% детей считают, например, что их матери не обладают такими качествами, как чуткость, авторитетность и даже доброта. Общий уровень доверия к себе и к миру у этих подростков был ниже, чем у остальных детей.

Многие подростки готовы заменить интернет более интересным занятием, но пока не знают каким.

Главная роль в плане помощи подростку в ситуации утраты доверия и организации выбора альтернатив, на наш взгляд, принадлежит семье и близким взрослым.

Вот некоторые альтернативные занятия, которые предложили воспитанники нашего центра в ходе опроса:

  • Проведение свободного времени с семьей;
  • Занятие в спортивной секции (футбол, гимнастика, тренажерный зал, теннис), походы, катание на коньках, лыжах, велосипеде;
  • Общение и игры с друзьями;
  • Пение, музыкальная школа;
  • Художественная школа;
  • Чтение книг;
  • Поездки в детский лагерь;
  • Телевизор;
  • Смех;
  • Танцы;
  • Общение с парнем (девушкой).

Лишь внимание и чуткость к состоянию ребенка, его проблемам, которые взрослым нередко кажутся надуманными и мелкими, а для подростка являются жизненно важными, помогут ему обрести новые смыслы и позволят избежать трагического развития событий.

Подросток - хрупкое доверие к себе и к миру. Задача близких сохранить и укрепить это хрупкое чувство!

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ