Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Как воспитать в ребенке уверенность в себе?

Полезная информация

Как воспитать в ребенке уверенность в себе?

Автор: Васильева Галина Валерьевна, Педагог-психолог

Уверенность в себе обязательное условие для развития полноценного, общительного, позитивного ребенка. Как же этого добиться? Какие наши действия могут привести к повышению уверенности у нашего чада? Простые советы помогу вам разобраться в этом вопросе и помочь вашему ребенку стать увереннее в себе.

Для уверенности в себе любому малышу, в первую очередь, нужна мамина любовь. Любовь и ласка творят чудеса! Всегда говорите насколько ребенок для вас желанный и любимый. В затруднительных ситуациях не старайтесь сиюминутно прийти на помощь, дайте возможность ребенку самому найти решение проблемы.

Помогайте ему, если он сам попросит помощи. Радуйтесь вместе с ним его успехам, всегда выслушивайте мнение ребенка и старайтесь его учитывать и с ним считаться. Не уставайте говорить, что он во всём самый лучший, что Вы его обожаете вместе с его удачами и неудачами, достоинствами и недостатками. Объясняйте ему, что в жизни придется много общаться и договариваться с другими людьми, что именно этим мы отличаемся от животных.

Часто родители с раннего детства взваливают на детей очень многое: занятия художественной гимнастикой, изучение английского языка, занятия в школах дополнительного образования.... Подумайте, а может проблема, скорее всего в Вас. Вы, заставляя ребенка заниматься всем и сразу и явно требуя результата, давите на него, тем самым лишая уверенности в себе.

А Вы со своим ребенком часто просто дурачитесь? Играете в детские игры, безобразничаете, пускаете мыльные пузыри? Ему всегда нужна Ваша поддержка. Поиграйте с ним в школьный урок, пусть он будет учителем, а Вы ученицей. Откуда у ребенка может быть уверенность, когда он крутится во взрослом мире?

Чаще всего в неуверенности малыша виноваты близкие люди. Ребенок просто боится вас разочаровать! Не требуйте от него много и, всегда говорите, что любите его не за достижения в спорте, музыке, а потому, что он Ваш любимый деточка, Ваша кровиночка!

Но главное в похвале не перегнуть палку! Похвала-награда, которая выдается от случая к случаю. Хвалить ребенка лучше всего в том случае, если он справился с довольно сложной задачей. Если хвалить ребенка за то, к чему он не прилагал старания и усилий, у него не будет желания совершенствоваться. Пытаясь решить одну проблему можно получить и новую.

Для развития уверенности в себе в Америке используют следующие правила: не делать замечаний и не одергивать ребёнка, мол, не беги - упадёшь, не трогай, сядь и сиди. В этой стране многие мамочки стараются всё подробно объяснить. Вместо того, чтобы делать замечание, ребенку предлагается пойти другим путём. А если набил шишки, то ребёнок на своём примере учится, а мама только показывает, как она его любит.

Уверенность в себе в детях нужно развивать и поддерживать постоянно. Восхищайтесь своими детьми, как можно чаще, тогда они будут уверены в себе и своих силах.

 

Я хочу порекомендовать несколько игр для развития уверенности в себе у дошкольников и младших школьников.

Как в любую другую игру, в них можно играть бесконечное число раз. Столько - сколько захочется ребенку. Забывая и возвращаясь снова, придумывая новые варианты и создавая свои игры. Главное, чтобы взрослый всегда помнил, что его ребенок - это уже совершенное творение природы, поражающее своей самобытностью, оригинальностью и неповторимостью. Предложенные игры позволяют стеснительным и неуверенным детям развивать чувство уверенности в себе. Сценарии составлены таким образом, что дают возможность ребенку участвовать в главной роли, автоматически создавая положительный эмоциональный фон , непринужденную дружескую атмосферу.

  • Игра "День рождения"

Очень простая не требующая никаких специальных навыков игра вызывает у детей множество приятных эмоций, чувство общности со своими близкими. Стеснительные и неуверенные в себе дети получают, участвуя в ней, неоценимый опыт положительного общения, находясь в центре всеобщего внимания.

Ребенок играет роль именинника. Именинник становится на стул, остальные по очереди подходят к нему, берут за руки (важен физический контакт), поздравляют с днем рождения и желают что-то в подарок. Взрослому также необходимо участвовать вместе с детьми в игре. Взрослый показывает пример, как необходимо поздравлять, если дети маленькие, следит, чтобы именинник не свалился со стула (или другого, возвышающего его предмета).

  • Упражнение "Мое имя"

Нередки случаи, когда маленькому ребенку не нравится имя, которым его называют. Чаще всего, это быстро проходит. Но бывают случаи упорного недовольства, требующие специальной консультации психолога. Упражнение "Мое имя" помогает установить с ребенком конструктивный диалог на эту тему.

Взрослый подробно рассказывает о значении имен собственных. Специально подготовьтесь и узнайте, какое значение имеют имена родственников ребенка, его друзей, воспитателей и т.д. Затем предложите ребенку нарисовать (или нарисуйте вместе с ним) рисунок на тему: "О чем говорит мое имя". Постарайтесь сделать его ярким и красочным, в образной форме подчеркнув особые свойства, которое носит имя ребенка.

Если вас посетит вдохновение, попробуйте придумать для ребенка историю о герое, который носит такое же имя, вызывая у малыша чувство гордости за свое имя.

  • Игра "Волшебная палочка"

Эта игра может носить как познавательное содержание, так и особую эмоциональную направленность. Ребенок берет в руки "волшебную полочку" и превращает играющего с ним взрослого или других детей в те или иные "образы". Затем партнер по игре " превращает" самого ребенка. "Превращения " могут быть разные (их подсказывает взрослый) - в цветы, в буквы, в животных, в птиц, в виды спорта, в любимых героев и т.д. Конечно, необходимо следить, чтобы дети использовали положительные образы. Если ребенок недоволен тем образом, в который его превратили, то отмените превращение при помощи "волшебной палочки".

Иногда дети сами просят, чтобы их превратили то в одного героя, то в другого. Возможно, это спорно, но даже если взрослому кажется, что выбранный герой не очень положительный (например, Волк), хорошо идти навстречу ребенку. Так как возможности нравственного анализа детей могут быть ограничены, и ребенок выбирает такого героя часто потому, что он" сильный", "может постоять за себя" и т.д., желая иметь именно эти качества для себя, а остальных просто не замечая.

  • Игра "Лепим пряничек"

Игра обладает невероятным психологическим и психофизиологическим воздействием на детей (как впрочем, и на взрослых, если они захотят в нее поиграть). Никогда не пытайтесь играть в нее, если затрудняетесь в контактах с детьми. Никогда не пытайтесь играть в нее, если в главной роли выступает возбудимый и плохо управляемый ребенок. Всегда останавливайте игру немедленно, если ребенок просит об этом, и закончите ее самостоятельно, без участия других детей.

В игре участвует несколько детей, не меньше 5 (конечно возможен семейный вариант, когда участвуют члены семьи). Все лепят пряничек. Главный участник - "пряничек" ложится на пол, лучше на подстилку лицом кверху. Остальные располагаются на коленках вокруг. Ведущий (всегда взрослый) занимает место у головы и управляет игрой: "Сначала мы добавляем в муку все самое вкусное и необходимое. Это может быть масло, яйца, сахар, варенье, мед, орехи, шоколад, печенье и т.д., возможны любые варианты". Остальные в это время, совершая легкие (!) массирующие движения по всему телу "пряничка", делают вид, что добавляют и перемешивают. При этом каждый может добавлять, все, что он считает вкусным и необходимым. С "пряничком" постоянно поддерживается обратная связь - нравится ему те продукты, которые в него добавляют, и что он хотел бы еще добавить. Если ему что-то не нравится, то ни в коем случае добавлять не надо.

Затем ведущий продолжает: " А теперь хорошо замешиваем тесто". Характер массирующих движений становится более интенсивным и напоминает движения при перемешивании. Необходимо постоянно поддерживать обратную связь с ребенком. При этом хорошо, если одновременными высказываниями (например, как мы хорошо перемешали... какое хорошее получилось тесто... и т.д.) создается постоянный шумовой фон.

Ведущий продолжает: "А теперь раскатываем тесто". Здесь будьте особенно внимательны к тому, как ведут себя дети. Каждый по очереди, раскатывая пряничек, ложится на него перпендикулярно лицом вниз в районе груди, а затем перекатывается в направлении от головы к ногам. Если в игре принимают участие взрослые и ребенок, регулируйте силу давления на ребенка, учитывая, однако то, что она (сила) должна быть все - таки достаточной, чтобы ребенок почувствовал тепло и небольшое давление вашего тела.

После того как тесто раскатали, начинается процесс лепки пряника. Каждый из играющих, одновременно лепят свою часть тела, приговаривая, при этом, как хорошо у них получается. Необходимо вылепить буквально все, до малейших деталей. Именно в этом месте не надо торопиться. Поощряйте играющих к положительному постоянному комментированию своих действий. Непрерывно поддерживайте с "пряничком" обратную связь, что он хочет, чтобы ему вылепили, не забыли ли что-то ему вылепить и т.д. При этом много и часто хвалите, какой замечательный получается пряничек в самых восхитительных эпитетах. Затем пряничек отправляют в печку. Делается это следующим образом. Все играющие ложится перпендикулярно, лицом вниз на пряничек, плотно прижавшись, друг к другу. И лежат так до тех пор, пока "пряничек" не скажет, что он готов.

Обычно в конце игры "пряничек" находится в состоянии полного расслабления и удовлетворения. Так, что даже не хочет двигаться. Обязательно надо дать возможность ребенку полежать столько, сколько ему будет надо, а подробно расспросить, как он себя сейчас чувствует. Нравится ли ему его пряничек и т.д.

Я бы рекомендовала проводить эту игру с детьми не младше 6-7 лет. Дети младшего возраста могут быть еще слишком чувствительны к физическим прикосновениям и недостаточно хорошо понимают беглую взрослую речь. Хотя, конечно, можно учитывать конкретный уровень развития ребенка и его состояние.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ