Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Семьи в трудной жизненной ситуации и построение работы с ними со стороны социально-реабилитационного центра

Полезная информация

Семьи в трудной жизненной ситуации и построение работы с ними со стороны социально-реабилитационного центра

Автор: Елисеева Наталья Сергеевна, Социальный педагог

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.

В неблагополучных семьях, воспитание детей деформирует личностное развитие ребенка. Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской заботы:

  • Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей.
  • Структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей.
  • Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.
  • Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

Все это ведет к безнадзорности детей и в подростковом возрасте – к росту правонарушений.

Опыт работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, показывает, что многие дети очень любят своих родителей, разрыв с ними переносят болезненно, да и со многими родителями можно работать, помогать им. Ребёнку лучше всего расти в собственной, кровной семье, даже если она не идеальна. Именно своя семья даёт чувство сопричастности, способствует развитию полноценных привязанностей. Чаще всего семьи становятся не способными воспитывать своих детей не потому, что не хотят этого, а потому, что не в силах справиться с жизненными трудностями (смерть супруга, потеря работы, бедность, различные зависимости, недостаток знаний и умений по воспитанию детей). Процесс «опускания на дно» происходит не в одночасье, и большинство семей, получи они своевременную помощь и поддержку в трудной ситуации, смогут преодолеть кризис и воспитывать своих детей.

Объектом социально-психологической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как и различно содержание поддержки:

  • Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социальной службы. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
  • Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.
  • Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем социальная служба оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
  • Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социальной службы с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.
  • Работа с семьей подразумевает довольно длительный и плотный контакт, и наилучшим образом такая работа укладывается в понятие социального патроната. Как правило, социальный патронат осуществляется специалистом, которого можно назвать куратором или социальным педагогом.

Социальный патронат - это оказание необходимой помощи семье в воспитании, образовании, психолого-педагогическом сопровождении и защите прав ребенка. Это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог оказывает поддержку семье в течение длительного времени и входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Социальный патронат - эффективная форма вмешательства в конкретную ситуацию детей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, которая осуществляется с согласия членов семьи. Он рассчитан на тех, кто не может самостоятельно решить свои проблемы.

Работа социального педагога с семьей в рамках проекта «Социальный патронат» включает несколько этапов. Однако границы этапов условны, т.к. иногда этапы осуществляются параллельно.

1-й этап. Знакомство и заключение договора с семьей. Его назначение - в определении круга прав и обязанностей членов семьи и социального педагога.

2-й этап. Вхождение в семью, создание и поддержание мотивации семьи к выходу из кризиса. Для этого необходимо привлечение лиц, пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи.

3-й этап. Сбор и анализ информации о семье. На этом этапе происходит анализ и сопоставление информации, полученной из различных источников.

По мере необходимости социальный педагог прибегает к консультативной помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации социальный педагог формирует отношения с семьей, определяет способы взаимодействия с ней и намечает планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.

4-й этап. Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их породивших. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Социальный педагог может оказывать семье информационную и организационную помощь.

5-й этап. Выход из семьи. Подводятся итоги работы за весь период патроната, отслеживается динамика изменений ситуации в семье. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патроната.

На протяжении всего периода социального патроната социальный педагог проводит мониторинг изменений ситуации в семье. Осуществляется первичное обследование, определяется проблемное поле семьи и на основании выводов составляется индивидуальный план работы с семьей, заключается договор о социальном патронате.

Для каждой семьи на основе диагностики специалисты разрабатывают индивидуальную программу комплексной реабилитации. В ней указываются сроки, конкретные шаги и предполагаемый результат, а также ответственные исполнители.

 

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

Результат

 

 

 

 

 

 

С родителями оговариваются перспективы нормализации положения в семье. Важно мотивировать их на стремление и активные действия в достижении позитивных результатов.

В своей деятельности социальный педагог может использовать следующие формы работы:

  • семейное консультирование;
  • обучение родителей практическим навыкам, обеспечивающим полноценное развитие и воспитание ребенка (дидактическим играм, взаимодействию с ребенком и др.)
  • сопровождение членов семьи в организации и учреждения с целью оказания помощи (медицинские, образовательные учреждения, учреждения, оказывающие социальную помощь и др.).

Могут быть следующие виды патронажа:

  • экстренный (3-4 раза в неделю),
  • текущий (1 раз в 2 недели),
  • плановый (по ситуации),
  • контрольный (1 раз в 3 месяца).

Но есть категории семей, которые нуждаются в более долговременном пребывании специалистов в семье. Наиболее часто в такой помощи нуждаются педагогически несостоятельные семьи и семьи, в которые ребенок возвращается из государственных учреждений после изъятия.

Более 50% семей, состоящих на учете, являются педагогически несостоятельными. Отличительной особенностью родителей в таких семьях является неумение организовать и наладить воспитательный процесс и контроль за ребенком. Педагогически несостоятельные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей в этих семьях происходит вследствие педагогических ошибок, особой морально-психологической атмосферы и отсутствия необходимой воспитательной роли семьи.

На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Поэтому оказание помощи в решении возникающих проблем за кратковременное пребывание в семье крайне трудно.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ