При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Семьи в трудной жизненной ситуации и построение работы с ними со стороны социально-реабилитационного центра
Автор: Елисеева Наталья Сергеевна, Социальный педагог
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.
В неблагополучных семьях, воспитание детей деформирует личностное развитие ребенка. Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской заботы:
Все это ведет к безнадзорности детей и в подростковом возрасте – к росту правонарушений.
Опыт работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, показывает, что многие дети очень любят своих родителей, разрыв с ними переносят болезненно, да и со многими родителями можно работать, помогать им. Ребёнку лучше всего расти в собственной, кровной семье, даже если она не идеальна. Именно своя семья даёт чувство сопричастности, способствует развитию полноценных привязанностей. Чаще всего семьи становятся не способными воспитывать своих детей не потому, что не хотят этого, а потому, что не в силах справиться с жизненными трудностями (смерть супруга, потеря работы, бедность, различные зависимости, недостаток знаний и умений по воспитанию детей). Процесс «опускания на дно» происходит не в одночасье, и большинство семей, получи они своевременную помощь и поддержку в трудной ситуации, смогут преодолеть кризис и воспитывать своих детей.
Объектом социально-психологической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как и различно содержание поддержки:
Социальный патронат - это оказание необходимой помощи семье в воспитании, образовании, психолого-педагогическом сопровождении и защите прав ребенка. Это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог оказывает поддержку семье в течение длительного времени и входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Социальный патронат - эффективная форма вмешательства в конкретную ситуацию детей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, которая осуществляется с согласия членов семьи. Он рассчитан на тех, кто не может самостоятельно решить свои проблемы.
Работа социального педагога с семьей в рамках проекта «Социальный патронат» включает несколько этапов. Однако границы этапов условны, т.к. иногда этапы осуществляются параллельно.
1-й этап. Знакомство и заключение договора с семьей. Его назначение - в определении круга прав и обязанностей членов семьи и социального педагога.
2-й этап. Вхождение в семью, создание и поддержание мотивации семьи к выходу из кризиса. Для этого необходимо привлечение лиц, пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи.
3-й этап. Сбор и анализ информации о семье. На этом этапе происходит анализ и сопоставление информации, полученной из различных источников.
По мере необходимости социальный педагог прибегает к консультативной помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации социальный педагог формирует отношения с семьей, определяет способы взаимодействия с ней и намечает планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.
4-й этап. Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их породивших. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Социальный педагог может оказывать семье информационную и организационную помощь.
5-й этап. Выход из семьи. Подводятся итоги работы за весь период патроната, отслеживается динамика изменений ситуации в семье. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патроната.
На протяжении всего периода социального патроната социальный педагог проводит мониторинг изменений ситуации в семье. Осуществляется первичное обследование, определяется проблемное поле семьи и на основании выводов составляется индивидуальный план работы с семьей, заключается договор о социальном патронате.
Для каждой семьи на основе диагностики специалисты разрабатывают индивидуальную программу комплексной реабилитации. В ней указываются сроки, конкретные шаги и предполагаемый результат, а также ответственные исполнители.
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственные |
Результат |
|
|
|
|
С родителями оговариваются перспективы нормализации положения в семье. Важно мотивировать их на стремление и активные действия в достижении позитивных результатов.
В своей деятельности социальный педагог может использовать следующие формы работы:
Могут быть следующие виды патронажа:
Но есть категории семей, которые нуждаются в более долговременном пребывании специалистов в семье. Наиболее часто в такой помощи нуждаются педагогически несостоятельные семьи и семьи, в которые ребенок возвращается из государственных учреждений после изъятия.
Более 50% семей, состоящих на учете, являются педагогически несостоятельными. Отличительной особенностью родителей в таких семьях является неумение организовать и наладить воспитательный процесс и контроль за ребенком. Педагогически несостоятельные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей в этих семьях происходит вследствие педагогических ошибок, особой морально-психологической атмосферы и отсутствия необходимой воспитательной роли семьи.
На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Поэтому оказание помощи в решении возникающих проблем за кратковременное пребывание в семье крайне трудно.