Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Почему дети бывают жестоки и как их воспитать, чтобы они такими не были

Полезная информация

Почему дети бывают жестоки и как их воспитать, чтобы они такими не были

Автор: Фабулова Мария Борисовна, Педагог-психолог

Чтобы ответить на вопрос, почему дети бывают жестоки и как их воспитать, чтобы они такими не были, надо разобраться, что такое вообще жестокость.

Жестокость — это зло, а зло — это отсутствие добра, любви, милосердия. Зло заполняет все пустоты, которые есть в человеческой душе. Человек, который не стремится ничего хорошего делать, это равнодушный человек.

 

Равнодушие — первая ступень к жестокости.

 

Родители не показывают должного примера, а дети прежде всего смотрят на свою семью.

У детей часто возникает протест, если они видят несоответствие между тем, что говорят родители, и тем, что делают. Этот протест зреет внутри и может выливаться в разные проблемы, в том числе в жестокость.

 

Для ребенка важно, чтобы взрослый был авторитетом, а если он лицемерит, ребенок это очень хорошо чувствует.

 

Бывает, что добрый ребенок, который плачет над кошками и собачками, может обижать в школе кого-то из ребят. Почему? Собачки и кошечки — это нечто сказочно-игрушечное, для них ребенок как покровитель, а детский коллектив — это некий социум, где надо вести борьбу за выживание. В детском коллективе нередко один ребенок другого начинает воспринимать как конкурента, соперника. Это же и у взрослых так — собак жалеют, а людей ненавидят.

 

Как же правильно воспитывать, чтобы дети не были жестоки? Только собственным примером.

Нельзя просто стоять и смотреть, как один ребенок таскает за вихры другого. Кроме желания разнять появляется желание еще что-то с этим сделать, чтобы это больше не повторялось. И тут взрослому в помощь можно предложить три проверенных метода, правда, их необходимо применять все три одновременно. Иначе толку не будет.

Метод первый — учить

Этот метод самый очевидный. Необходимо разнимать, останавливать, не допускать. Делать это снова и снова. Каждый раз растаскивать мальчишек (и девчонок), даже зная, что через минуту они сцепятся у вас за спиной. Необходимо создать ситуацию, при которой применение насилия будет недопустимо. И тут гораздо важнее неотвратимость вашей реакции, нежели ее сила и эмоциональность. Но и этого недостаточно: необходимо не только прививать нормы поведения, но и формировать их глубинное понимание. Сталкиваясь с проявлением детской жестокости, каждый раз объясняйте ребенку, что в этот момент чувствует обиженная сторона, каково бы сейчас поменяться местами. Конечно, правильно, если в этот момент вами будет руководить не гнев, а сочувствие, желание разобраться. И старайтесь в этот момент избегать вопросов, в том числе и риторических: «Ты что, не видишь, что ты наделал?!», «Ты не понимаешь, как ты его обидел?!». Во-первых, за этими вопросами часто прячется просто желание родителя поорать. Во-вторых, вы создаете опасный прецедент диалога, в котором ребенку отвечать необязательно, обесцениваете свое общение. Ну и в-третьих — нет, не видит и не понимает. Надо сказать: «Пете сейчас было больно», «Мне очень грустно от того, что сейчас произошло».

Этот метод только кажется простым. Постоянно, раз от раза в раздражающей ситуации оставаться спокойным и верным принципам — это дорогого стоит.

Метод второй — не учить

Зачастую дети демонстрируют жестокость не только потому, что способны на нее, но и потому, что часто видят ее примеры. С жестокостью можно столкнуться в школе, во дворе. Можно увидеть ее по телевизору. Именно в телевизоре многие родители видят корень зла и причину жестокости. Однако, как бы ни хотелось свалить вину на этот бытовой прибор, детей воспитывает прежде всего семья. Дайте ребенку плюшевого медведя и попросите отругать его. В интонациях, жестах, выборе выражений вы увидите прежде всего себя, а не Человека-паука. Именно вы — основной поставщик знаний ребенка о мире в целом и о взаимоотношениях людей в частности.

Чтобы ребенок стал менее жестоким — уберите по возможности из его жизни все примеры такого поведения. И начните со своей жизни.

Метод третий — учить, но не тому

Проявляя жестокость к другому, ребенок и сам находится в некомфортной, стрессовой ситуации. Добровольно и просто входить в такую ситуацию никто не захочет. Значит, у ребенка либо есть серьезный стимул к агрессии, либо он постоянно находится в ситуации стресса. Чаще всего ребенок проявляет жестокость именно тогда, когда ему уже плохо: «Мне плохо от того, что у мамы появился еще один любимый ребенок, и я буду протестовать», «Я не успеваю по многим предметам, очень переживаю от этого.

Конечно, самым простым решением будет убрать стрессовый фактор из жизни ребенка. Но ведь двоечник не начнет учиться хорошо вдруг и сразу. И младшего братика уже не вернуть в роддом. Часто получается так, что в жизни ребенка есть какой-то неустранимый стрессовый фактор, и ничего с этим не поделаешь. Это необходимо учитывать — понимать, что ребенку плохо.

Заботливый родитель попытается уменьшить влияние стресса, уделяя больше времени ребенку, занимаясь с ним. Заботливый родитель попытается переключить его внимание с тревожащей ситуации на что-то другое, в чем он будет заинтересован, где ему будет комфортно. Заботливый родитель будет искать для ребенка возможный выход для «отрицательной энергии». Таким выходом может стать спорт, физические упражнения. Конечно, педагогические советы совсем не то же самое, что кулинарные рецепты. Там достаточно перечислить количество ингредиентов и способ их обработки — и результат, с поправкой на мастерство исполнителя, гарантирован.

Давая же советы по воспитанию детей, ты никогда не можешь сказать, что хороший результат гарантирован выполнением пошагового алгоритма. Но быть любящими, внимательными взрослыми — это в наших силах.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ