При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
С какого возраста ребенку поступать в школу, чтобы он хорошо адаптировался?
Автор: Блохина Е.А., Психолог
Часто идёт речь в этом случае о поступлении детей не с 7-летнего, а с 6-летнего возраста.
Что же происходит с ребенком, когда он попадает в формализованную систему школьного обучения, в которой недостаточно учитываются его возрастные особенности?
Что касается первоначального этапа приспособления к новой школьной жизни, следует отметить: все 6-летние дети испытывают трудности адаптации. Они напряжены не только физически, но и психологически. У некоторых появляются вялость, плаксивость, нарушается сон и аппетит, другие перевозбуждаются, становятся раздражительными и вспыльчивыми. Все они утомляются из - за перегрузок, которые испытывают в школе. А утомление приводит к срывам в поведении, к капризам.
В относительно благоприятных условиях обучения психологическая напряженность обычно начинает уменьшаться через 1,5 - 2 месяца. В более жестких условиях она сохраняется, вызывая побочные эффекты, как в психологическом, так и соматическом планах.
Мои наблюдения, показывают, что в неблагоприятных условиях часто ухудшается состояние здоровья детей: может снижаться вес, снижается острота зрения, появляются головные боли. В связи с ухудшением общего самочувствия ребенок начинает часто болеть, понижается его и так невысокая работоспособность, что отрицательно сказывается на учении. В отдельных случаях возникают неврозы, школьная дезадаптация.
Исходя из определенных теоретический позиций, можно приветствовать обучение с 6 лет или возражать против него. Но когда в школу приводят конкретного ребенка, следует решить, насколько он готов к школьному обучению - поступать ему в школу или лучше подождать еще год. Нужно обратить внимание на его здоровье, на его мотивацию и психологическую готовность.