Региональная программа Нижегородской области

«Бесстрашное детство»

http://бесстрашное-детство.рф


Полезная информация

Наказание и поощрение ребёнка

Автор: Соколова Марианна Владимировна, Социальный педагог

Наказание и поощрение ребёнкаВсе родители мечтают вырастить хорошего ребёнка. В действительности же, очень часто под словом «хороший» мы имеем в виду «послушный, исполняющий любые требования, проявляющий ответственность в тех заданиях, которые поручил ему взрослый». Проблема в том, что многие качества, которые родители хотят видеть в своём ребёнке: способность творчески мыслить, смелость, целеустремлённость и настойчивость, в повседневной жизни мешают общению с малышом.

Свой протест он будет выражать непослушанием, неподчинением требованиям взрослых. И если это происходит часто, ребёнок привыкает вести себя подобным образом. Поэтому, нам, взрослым, прежде всего надо проанализировать себя, свой образ жизни, чтобы найти причины непослушания ребёнка. Ведь дети нас копируют, с нас они берут пример, нам они подражают. И вот, когда мы не справляемся с ситуацией, то, бываем, вынуждены применять наказания.

Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказания существуют. К самым неправильным формам наказания следует отнести физическое воздействие. Подобным способом можно оказать влияние на кого угодно, а не только на маленького и беззащитного человечка.

Если родители использовали физическое наказание тогда, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Нельзя применять физическое наказание ещё и потому, что обычно эта форма воздействия выбирается тогда, когда сами родители находятся в состоянии слабого сознательного контроля собственного поведения. Нет более нелогичной картины, чем мама, шлёпающая своего ребёнка со словами: "Драться нехорошо!" Маловероятно, что малыш может понять, что агрессия не есть лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются родители, добиваясь послушания ребенка.

Речевая агрессия (ругань, оскорбления), так же как и физические наказания, малоэффективна и ведёт лишь к аналогичным способам поведения ребёнка со сверстниками в результате действия механизма подражания.

Весьма распространённой формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребёнка части родительской любви (например, игнорирование ребёнка, отказ от общения с ним). Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять её нужно с крайней осторожностью и на очень короткое время. Нельзя допускать в адрес малыша угрозы, что мама уйдёт из дома, оставит его одного, тем более применять такое наказание, как уход родителей из дома.

Запрет. Довольно часто родители вынуждены запрещать ребенку выполнять какие-то действия, прежде всего из соображений безопасности. Необходимо, чтобы запрет совпадал или опережал совершение неправильного поступка. Очень важно в таких случаях контролировать речевые высказывания, ограничиваясь кратким замечанием: "Нельзя!", отказываясь при этом от развёрнутой аргументации запрета. Лучше показывать своё недовольство мимикой, жестом, выражением лица. Тогда постепенно ребёнок научится понимать, какие поступки вызывают эмоциональную поддержку родителей, а какие нет.

Довольно распространенным наказанием в семье является наказание "естественными последствиями", состоящее в лишении ребёнка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.п.) Такой метод может привести к успеху только в том случае, если ребёнок воспринимает ограничение как справедливое, если в большей степени решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Применение данного воспитательного воздействия возможно лишь с определённого возраста, когда ребёнок в принципе способен понять связь между своим проступком и наказанием. Применяя наказание по принципу "естественных последствий", нельзя лишать ребёнка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.

Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Общаясь с ребёнком надо всё время помнить, что перед нами живой человек со своими чувствами и переживаниями. Сейчас он маленький, но он быстро растёт. Чрезмерными окриками, строгостью хорошего человека не вырастить, так как строгость вызывает ответную жестокость и лицемерия. Семья - это мощная эмоциональная защита. Ребёнку нужна ласковая, внимательная   и заботливая мама, к которой он может прижаться в трудную минуту, рассказать о своих переживаниях, поделиться своими секретами.

В каких же сферах жизни ребенка запреты просто необходимы:

1. Здоровье ребенка. Необходимо запрещать те действия малыша, которые могут повредить его здоровью или несут угрозу его жизни.

2. Физическая и личная безопасность других людей. Под запретом здесь те действия ребенка, которые угрожают жизни, здоровью или являются актом неуважения в отношении другого человека.

3. Сохранность материальных, культурных и духовных ценностей. Необходимо запрещать ребенку любые разрушающие действия в отношении природной и культурной среды.

Требований должно быть немного, и они должны соотноситься с возрастом, индивидуальными особенностями ребенка и с вашими воспитательными ценностями. Обращайте внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения ребёнка. Больше хвалите и поощряйте детей, тогда и они будут меньше Вас огорчать.