Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Легко ли быть ребенком?

Полезная информация

Легко ли быть ребенком?

Автор: Васильева Галина Валерьевна, Педагог-психолог

Легко ли быть ребенком?«Если мы хотим узнать настоящего человека, то мы должны прежде всего посмотреть на его тело, понять его чувства и взаимоотношения с другими людьми. Его глаза скажут нам, может ли он любить, его лицо покажет, может ли он выражать себя, а его движения откроют нам степень его внутренней свободы» (А.ЛОУЭН)

События в общественной и частной жизни приобрели такой размах и такие направления, что вызывают растерянность и недоумение даже у специалистов, работающих в сфере психологической помощи населению. Требования объективной реальности к современному человеку таковы, что даже взрослые люди с опытом преодоления различных жизненных ситуаций, не всегда способны на ходу перестроиться и без потерь продолжить действовать эффективно.

Особый разговор в этой связи о состоянии современного ребенка в этой ситуации. В последнее время увеличилось количество детей испытывающих трудности в контактах со сверстниками и во взаимоотношениях с родителями. Причем растет число детей не только с психологическими проблемами, но и с психосоматическими заболеваниями. Причиной этого является специфика образа жизни современного ребенка.

Во время учебных занятий ребенок должен поддерживать определенную позу и ограничивать свои движения. Со временем это приводит к повышению уровня нервно-психического и телесного напряжения и снижению уровня активности.

Зачастую педагоги отмечают у детей неконтролируемое, спонтанное сбрасывание скопившегося напряжения на переменах. Таким образом, срабатывают защитные системы организма позволяющие восстанавливать жизненные силы ребенка. Но, к сожалению, после такого «сброса», ему с трудом удается «включиться» в занятие.

Подавление большинства эмоций родом из детства. Именно в этот период тело человека остро реагирует на стрессовые ситуации формированием мышечных зажимов, которые впоследствии воспринимаются как телесные привычки. Регулярные одергивания, замечания педагогов сказываются на развитии ребенка, его дальнейшем поведении, манере общения.

Телесно ориентированная терапия для детей позволяет избежать формирования хронического мышечного напряжения, сохранить гармонию, единство тела и души, что благоприятно сказывается на развитии личности, психологическом здоровье ребенка. Такие методики существуют уже давно. Об одной из них я и хочу рассказать. Называется она: Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми.

Ребёнок — это чистый лист бумаги. Пережитые и некоторое время не устраняемые психотравмирующие ситуации «впечатываются» в его подсознание и часто всю жизнь потом оказывают влияние на уже повзрослевшего человека, на события в его жизни. Французский писатель, поэт и профессиональный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил в одном из своих произведений: «Мы все родом из детства…», имея ввиду то обстоятельство, что увиденное и пережитое в детстве как хорошее и не очень хорошее, способно влиять на всю нашу жизнь. Человек выбирает, с чем он пойдёт по жизни. Это касается нас, взрослых уже людей. Ребенок не имеет этой возможности. Он полностью и целиком остаётся зависимым от нашего к нему отношения, от нашего разумения и участия, помощи с нашей стороны. То, что называется воспитанием, исходит главным образом от родителей. Они первые советчики и первые помощники, а когда надо, и защитники на всём пути взросления Ребёнка. От нас, родителей, требуется лишь быть внимательными к нему на этом таком нелёгком пути во Взрослую Жизнь. Желаю успеха вам на этом пути.

Приведу несколько упражнений из книги.

 

Упражнение «Театр прикосновений» (3-5 мин.)

Ребенок лежит на спине в позе «звезды». Начинать с прикосновений «вода»: поглаживание вначале легкое, потом с усилием, опять легкое, с усилием. Прикосновения делать вначале медленно, а потом ускоряясь.

 

Упражнение «Ласковый мелок».

Взрослый говорит ребенку: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей руке или спине? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

 

Упражнение «Собираем яблоки».

Мы нарвали яблок полную корзину (разводят руками – напряжение мышц рук).

Полную корзину хоть немного сдвину. Ох, тяжело! (уронить руки – расслабление мышц рук).

А теперь попробуем мы ее поднять (делают имитационные движения – напряжение мышц рук, поднимание корзины).

 

Упражнение на расслабление «Путешествие на Голубую звезду»

Данное упражнение можно проводить в аудиосопровождении.

Наша родная планета – Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи?

Сейчас помечтаем и мы…Лягте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде. Вы – команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох – выдох, 3 раза. Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали… Вдох – выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох – выдох, 3 раза. Хорошо! Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох – выдох, 2 раза.

Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель – Голубая Звезда…И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубо-о-кий вдо-о-х – и выдох, 2 раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели! Выйдем из корабля… Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и… чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми.

Милые Чистокрылышки, дорогие соседи, мы рады встрече с вами, мы никогда не забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ