Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Гиперактивный ребенок – результат плохого воспитания?

Полезная информация

Гиперактивный ребенок – результат плохого воспитания?

Автор: Чиркова А.В., Педагог-психолог

В  центре  помощи  семье  и  детям  «Гармония»  часто  можно  встретить  очень  подвижных,  шумных  и  нетерпеливых  детей,  и  совершенно  растерянных  родителей,  которые  часто  задают  один    и  тот  же  вопрос:  «Это  нормально,  что  в  ребенке  столько  энергии?  Может,  стоит  обратиться  к  врачу?» 

Прежде  всего,  родителям  нужно  знать,  что  не  всякого  подвижного  или  возбужденного  ребенка  следует  относить  к  гиперактивным.  Часто  в  эту  категорию  записывают  упрямых,  непослушных,  быстро  утомляемых,  подвижных,  шумных  нетерпеливых  детей.  То,  что  ребенок  становится  как  заводной,  давая  выход  своей  скуке,  вовсе  не  признак  гиперактивности.  Ребенок,  имеющий  мотивированные  отклонения  в  поведении,  тоже  не  относится  к  разряду  гиперактивных. 

Определить,  является  ли  ваш  малыш  гиперактивным,  может  только  врач.  Однако  есть  ряд  симптомов,  на  которые  родителям  следует  обратить  внимание.  Симптомы  эти  почти  всегда,  появляются;  до  7  лет,  обычно  года  в  четыре.  Средний  возраст  при  обращении  к  врачу  —  8—10  лет:  в  этом  возрасте  учеба  и  работа  по  дому  начинают  требовать  от  ребенка  самостоятельности,  целеустремленности  и  сосредоточенности.

Детям  более  раннего  возраста  диагноз  при  первом  обращении  обычно  не  ставят,  а  ждут  несколько  месяцев,  в  течение  которых  симптомы  должны  сохраняться.  Это  позволяет  избежать  диагностических  ошибок.

 

Как  же  проявляется  гиперактивное  поведение?

 

Вам  следует  обратиться  к  специалисту,  если  в  поведении  ребенка  присутствует  более  6  симптомов  из  9:

  • беспокойные  движения  в  кистях  и  стопах;  сидя  на  стуле,  ребенок  постоянно  крутится  как  юла  и  ведет  себя    так,  будто  у  него  внутри  моторчик;
  • ребенок  встает  со  своего  места  в  классе  во  время  уроков  или  в  других  ситуациях,  когда  нужно  оставаться  на  месте;
  • он  проявляет  бесцельную  двигательную  активность:  бегает,  крутится,  пытается  куда-то  залезть,  причем  в  таких  ситуациях,  когда  это  совершенно  неуместно;
  • он  совершенно  не  может  тихо  и  спокойно  играть  сам  с  собой;
  • ребенок  болтает  без    умолку;
  • отвечает  на  вопросы,  не  задумываясь  и  не  выслушав  их  до  конца;
  • ребенок  мешает  другим  играть  или  заниматься,  он  пристает  к  взрослым  (например,  постоянно  вмешивается  в  беседы);
  • подобное  поведение  длится  не  менее  6  месяцев;
  • гиперактивность    проявляется,  как  минимум  в  двух  местах  (например,  дома  и  в  садике  или  школе).

 

Врач  не  имеет  права  ставить  диагноз  «гиперактивность»,  основываясь  только  на  этом  наборе  симптомов,  обычно  специалист  рекомендует  пройти  дополнительное  обследование  мозговой  деятельности.

Предположим,  в  результате  медицинского  обследования  диагноз  «гиперактивность»  подтвердился. 

 

Что  делать?

 

1.  Режим

  • Гиперактивному  ребенку,  как  никакому  другому,  требуется  четкий  режим  дня,  сбалансированная  диета  и  обязательный  дневной  сон.
  • В    питании  избегайте  таких  продуктов,  как:  шоколад,  конфеты,  лимонад,  пирожные,  торты,  консервы,  сухие  колбасы.  Прием  пищи  должен  проходить  в  четко  определенное  время,  но  соответствовать  суточным  биоритмам  ребенка.  Не  позволяйте  делать  перекусы!  Разделите  прием  пищи  на  6  частей:  завтрак,  второй  завтрак  или  полдник,  обед,  полдник,  ужин,  сонник.  Не  перегружайте  ребенка  едой,  не  заставляйте  съедать  все  до  конца.  Придерживайтесь  принципа:  плохо  позавтракал,  лучше  пообедает. 
  • При  составлении  распорядка  дня  уделите  особое  внимание  прогулке.  Ребенок  должен  находиться  на  улице  максимальное  количество  времени.  Гулять  с  ним  надо  в  любую  погоду.  Пребывание  на  свежем  воздухе  способствует  улучшению  работоспособности  мозга,  что  приводит  к  улучшению  внимания,  памяти  ребенка,  а  это  так  необходимо  гиперактивному  малышу!  Предоставьте  ребенку  на  улице  максимум  свободы.  Пусть  он  бегает  и  прыгает,  пачкается,  ходит  по  лужам,  стучит  палкой  по  столбу  и  т.  д.  Его  энергия  должна  находить  выход. 
  • Старайтесь  составить  расписание  таким  образом,  чтобы  активные  и  спокойные  виды  деятельности  сменяли  друг  друга  с  частотой  15-30  минут.  Исключение  составляет  только  сон.
  • Даже  в  младшем  школьном  возрасте  гиперактивным  детям  обязательно  нужен  дневной  сон.  Его  продолжительность  должна  составлять  от  2  до  4  часов.  Постарайтесь  выработать  определенный  ритуал  отхода  ко  сну,  Ему  должен  предшествовать  прием  теплой  ванны  с  успокаивающими  травами.  Даже  в  холодное  время  года  старайтесь  купать  ребенка  в  ванне  (не  под  душем!)  не  реже  2  раз  в  день  по  5-15  минут.  Вода  оказывает  чрезвычайно  успокаивающее  действие  на  гиперактивных  детей.
  • Пока  малыш  засыпает,  посидите  с  ним  рядом,  почитайте  ему  сказку,  погладьте  по  руке,  положите  с  ним  рядом  на  ночь  его  любимую  игрушку.  Можно  сделать  ему  перед  сном  расслабляющий  массаж.

 

Приблизительный  вариант  режима  дня  для  гиперактивного  ребенка    дошкольника.

09.00  —  09.15  -  Подъем

09.15  —  09.30  -  Умывание

09.30  —  10.00  -  Завтрак  (каша  и  др.)

10.00  —  12.00  -  Прогулка

12.00  —  12.10  -  Полдник  (яблоко,  сок)

12.10  —  12.45  -  Спокойные  игры,    развивающие  занятия

12.45  —  13.15  -  Обед  (салат,  суп  и  т.  д.)

13.15  —  13.30  -  Спокойные  игры

13.30  —  13.45  -  Теплая  ванна,  массаж

13.45  —  15.45  -  Дневной  сон

15.45  —  16.30  -  Активные  игры  дома 

16.30  —  16.45  -  Полдник  (кефир,  печенье) 

17.00  —  19.00  -  Прогулка

19.00  —  19.30  -  Ужин 

19.30  —  20.00  -  Спокойные  игры 

20.00  —  20.15  -  Теплая  ванна,  массаж 

20.15  —  20.30  -  Спокойной  ночи,  малыши!  (мультфильм)

20.30  —  20.45  -  Сонник  (стакан  молока)

20.45  —  21.00  -  Чтение  сказки  на  ночь 

21.00  —  Сон

 

2.  Исправляем  поведение  ребенка.

  • Не  прибегайте  к  физическому  наказанию!  Если  есть  необходимость,  поэтапно  используйте  методы:  предупреждение,  игнорирование,  тайм-аут,  «тихое  место»  (спокойное  сидение  в  определенном  месте  после  совершения  поступка).
  • Чаще  хвалите  ребенка  и,  напротив,  старайтесь  не  обращать  внимания  на  мелкие  нарушения  дисциплины.  Гиперактивные  дети  не  воспринимают  выговоры  и  наказания,  однако  чувствительны  к  поощрениям. 
  • «Заведите  дневник  самоконтроля,  используйте  балльную  или  знаковую  систему  для  оценки  и  самооценки  ребенком  своего  поведения.  Продумайте  систему  вознаграждений  за  хорошо  выполненное  задание  и  наказаний  за  плохое  поведение.
  • Составьте  список  обязанностей  ребенка  и  повесьте  его  на  стену.  Постепенно  расширяйте  круг  обязанностей,  предварительно  обсудив  их  с  ребенком;  не  разрешайте  откладывать  выполнение  задания  на  другое  время;  не  давайте  ребенку  поручений,  не  соответствующих  его  уровню  развития,  возрасту  и  способностям;  помогайте  ребенку  приступить  к  выполнению  задания,  так  как  для  него  это  —  самый  трудный  этап.  Не  давайте  одновременно  несколько  указаний.  Задание  должно  быть  коротким  и  ясным.

 

Для  ребенка  с  синдромом  дефицита  внимания  и  гиперактивностью  наиболее  действенными  будут  средства  убеждения  «через  тело»: 

  • лишение  удовольствий,  лакомства;
  • запрет  на  приятную  деятельность:  компьютерные  игры,  просмотр  телепередач;
  • прием  «выключенного  времени»  (угол  или  скамья  штрафников,  досрочное  укладывание  в  постель).


 

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ