При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Родители и педагоги – партнёры или противники?
Для ребёнка дошкольного возраста детский сад, а для школьника школа – это места, с которыми связана существенная часть жизни. Воспитатель, а после учитель, обучающие и воспитывающие, становятся очень значимыми взрослыми, закладывающими основы общественных отношений, влияющие на формирование учебной мотивации ребёнка. И от того, как сложатся отношения педагога с ребёнком и его родителями, зависит и психологическое благополучие, учебная мотивация ребёнка и качество образовательного процесса. И если родители заботятся о комфорте и душевном спокойствии своего ребёнка, то они заинтересованы в том, чтобы найти общий язык с педагогом, работающим с их ребёнком. Исследования, проведённые психологами, показывают, что эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений.
Но все мы живые люди и как у родителей, так и у педагогов могут возникать претензии друг к другу. И то, как такие ситуации разрешаются, зависит от дипломатических способностей взрослых.
Если возникает конфликт, у родителей есть выбор: поменять садик, школу или пробовать изменить сложившуюся ситуацию, налаживать контакт, урегулировать конфликт. Но поменять садик или школу, в которую ходит ребенок и в которой что-то не устраивает, совсем непросто, да и где гарантия, что в новом месте педагоги будут устраивать и отношения сложатся благополучнее? Тем более, кроме педагогов есть ещё и детский коллектив, в котором складываются свои, не менее значимые для ребёнка отношения. Бывает, например, что дети категорически отказываются переходить в другой садик от «не очень доброго» воспитателя, потому что в эту группу ходят их друзья. Педагог, в свою очередь, тоже не может прекратить общение с кем-то из родителей только потому, что тот ведет себя некорректно. Поэтому возникающие конфликты разрешать необходимо, причем налаживать взаимодействие должны обе стороны, не вставая в позицию виновного и обвиняемого, ведь конечная цель и у педагогов, и у родителей одна — здоровье и развитие ребенка.
Поводы для разногласий могут быть разные. Противостояние родителей и педагогов, как и любой конфликт, может возникать из-за того, что кто-то из сторон не оправдывает ожиданий и представлений другой стороны о том "как должно быть": несправедливое, по мнению родителей, отношение к ребёнку со стороны педагога, «завышенные требования»; либо поведение ребёнка (агрессия, непослушание, отсутствие внимания к учебному процессу и т.д.), внешний вид ребёнка (несоответствие школьным требованиям), недостаточная, с точки зрения педагога, активность родителей, слабый контроль над деятельностью ребёнка и т.д.
Чтобы выстраивать эффективные отношения важно умение взрослых сотрудничать и договариваться. Наиболее оптимально отношения складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу, и в тоже время каждая из сторон осознаёт и берёт на себя свою часть ответственности. Педагог регулирует образовательный процесс и выстраивает отношения в учреждении, родители, соответственно, могут влиять лишь на то, что и как происходит вне стен образовательного учреждения.
При формировании отношений важно настраиваться в первую очередь на позитивный взгляд. Педагоги выполняют свою работу, работу очень сложную и достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад, школа — это не рай и не ад для ребенка, это только этап в его жизни, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду или школе. Отношения педагога с родителями должно осуществляться на основе сотрудничества и доверительных отношений друг к другу. Доверие родителей к педагогу должно основываться на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Вступление в контакт, установление взаимоотношений, налаживание взаимодействия невозможно без обмена информацией. Поэтому не лишним будет рассказать педагогу об особенностях развития и характера ребёнка: например, ребенок очень агрессивен или слишком замкнут и стеснителен. Лучше, чтобы педагог сразу знал, чему в процессе работы с ребенком надо будет уделить больше внимания. Чем больше педагог знает о ребенке, тем с большим пониманием он будет к нему относиться. Будет полезно, если родитель расскажет о методах воспитания, принятых в семье, такая информация зачастую необходима для того, чтобы лучше понимать ребенка. Кроме того, в педагоге важно видеть не только воспитателя или учителя, но, прежде всего, живого человека, у которого можно поинтересоваться тем, как у него дела, как он себя чувствует. Педагог, вероятней всего, оценит ваше участие, и это будет способствовать формированию добрых, человечных отношений.
Полезно когда родители принимают активное участие в образовательном процессе (в начальной школе) и готовы помогать, отзываются на просьбы педагогов, стараются прислушиваться и выполнять рекомендации, которые дают педагоги. И сами интересуются тем, как складывается учебный процесс, спрашивают о том, как ребенок провел время в детском саду, школе, что ел, с кем играл, как засыпал во время тихого часа, как справлялся с заданием, отвечал на вопросы. Если родитель говорит об этом, педагог, как правило, внимательнее присматривается к ребенку в течение дня, чтобы потом иметь возможность более подробно ответить на вопросы родителя. Также педагог будет спокойнее относиться к просьбам и замечаниям, ведь в его глазах родитель будет восприниматься как заботливый и неравнодушный. Гораздо труднее налаживать контакты с теми родителями, которые вспоминают о существовании педагога только тогда, когда их что-то не устроило.
Когда возникают проблемы, спорные моменты, важно решать их совместно, не додумывать что-то и не сдерживать себя, если возникает вопрос, лучше поговорить с педагогом и вместе найти выход из той или иной ситуации. Важно быть взаимно вежливыми, корректными в высказываниях, при обсуждениях конфликтных ситуаций. Ведь, кроме всего прочего, поведение взрослых служит примером для детей, которые таким образом учатся разрешать конфликты, отстаивая сувою точку зрения, договариваться, сотрудничать, жить в обществе.