Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Пять основных потребностей ребенка

Полезная информация

Пять основных потребностей ребенка

Автор: Васильева Галина Валерьевна, Педагог-психолог

Искусством  воспитания  нельзя  овладеть  раз  и  навсегда.  С  возрастом  потребности  ребенка  изменяются,  и  родителям  необходимо  научиться  чутко  реагировать  на  эти  изменения.  По  моему  мнению,  у  всех  детей  всех  возрастов  есть  пять  основных  потребностей:  потребность  в  уважении,  потребность  чувствовать  собственную  значимость,  потребность  в  приятии,  потребность  чувствовать  связь  с  другими  людьми  и  потребность  в  безопасности.


1.  Потребность  в  уважении

Детям  необходимо  чувствовать,  что  их  уважают.  Поэтому  отношение  к  ним  должно  быть  самым  внимательным,  обращение  -  вежливым  и  обходительным.  Детям  нужно,  чтобы  их  ценили  и  видели  в  них  полноценных  людей,  а  не  "довесок"  к  родителям,  которым  можно  помыкать  по  собственному  усмотрению.  Детям  необходимо,  чтобы  их  уважали  как  независимых  личностей,  обладающих  собственной  волей  и  желаниями.
Если  обращаться  с  ребенком  без  должного  уважения,  его  самооценка  будет  резко  снижаться,  он  будет  вызывающе  держаться  с  окружающими.  В  конечном  счете  он  совсем  отобьется  от  рук.  Дети,  чьи  родители  относятся  к  ним  как  к  существам  второго  сорта,  часто  просто-таки  уверены,  что  с  ними  что-то  не  так,  -  нередко  это  становится  их  подсознательным  убеждением.

 

2.  Потребность  ощущать  собственную  значимость.
Чувствовать  свою  значимость  означает  для  ребенка  чувствовать  собственную  силу,  влияние,  ценность,  чувствовать,  что  "я  что-то  таки  значу".  Эта  потребность  проявляется  в  самом  нежном  возрасте.  Однажды  я  видела,  как  мать  и  дочь  зашли  в  лифт  и  женщина  собралась  нажать  кнопку.  "Нет,  я,  дай  я!"  -  закричала  малышка  и  стала  на  цыпочки,  пытаясь  дотянуться  повыше.
Если  дети  не  чувствуют  себя  нужными  и  полезными  (а  в  наше  время  это  одна  из  главных  детских  проблем),  если  у  них  не  получается  удовлетворить  эту  свою  потребность  "законно",  дети,  скорее  всего,  попытаются  привлечь  к  себе  внимание  каким-либо  далеко  не  безобидным  способом.  Они  могут  взбунтоваться,  озлобиться,  начать  дерзить,  могут  связаться  с  какой-то  бандой  или  шайкой;  пристраститься  к  наркотикам,  начать  вести  беспорядочную  половую  жизнь,  стать  на  путь  преступления.
Другая  крайность  -  такие  дети  могут  впасть  в  апатию,  замкнуться  в  себе,  потерять  интерес  к  жизни  и  желание  к  чему-либо  стремиться,  попасть  в  зависимость  от  окружающих,  стать  полностью  пассивными.
 

Сверхопека.
Устанавливая  слишком  жесткие  ограничения,  родители  тем  самым  ослабляют  в  ребенке  веру  в  собственные  силы. 
 

Чрезмерная  снисходительность.

Чрезмерная  снисходительность  -  обратная  сторона  сверхопеки.  Конечно,  подрастающим  поколениям  слышать  "да"  нужнее  и  важнее,  чем  "нет",  но  если  вы  никогда  и  ничего  детям  не  запрещаете,  то  рано  или  поздно  у  них  начнутся  неприятности.  Ваши  дети  могут  начать  мечтать  о  чем-то  несбыточном,  принимая  его  за  нечто  легкодоступное.  Внутренняя  незрелость  и  недостаток  опыта  могут  толкнуть  детей  на  ненужный  и  неоправданно  большой  риск.

 

Много  говорим  -  мало  слушаем.

Большинство  родителей  слишком  много  говорят  и  мало  слушают,  чем  усиливают  в  своих  детях  чувство  беспомощности.  Мы  разглагольствуем,  "читаем  мораль",  советуем,  диктуем  нашим  детям,  что  им  надо  и  чего  не  надо  чувствовать  и  думать;  мы  обрушиваем  на  них  лавины  слов,  тогда  как  должны  бы  повнимательнее  прислушиваться  к  мыслям  и  чувствам  своих  чад.

 

3.  Потребность  приятия.

Ребенку  нужно,  чтобы  в  нем  видели  самодостаточную  уникальную  личность,  а  не  просто  копию  родителей,  которую  необходимо  подогнать  под  родительские  стандарты  идеального  сына  или  дочери.
Это  означает,  что  дети  вправе  иметь  свои  суждения,  свои  чувства,  желания  и  представления  о  мире.

Если  детские  чувства  и  эмоции  подавляются  или  опошляются,  ребенок  может  разувериться  в  себе  и  замкнуться.  Если  мы  откажемся  прислушиваться  к  его  переживаниям,  ребенок  будет  тихо  терзаться,  а  потом  выплеснет  наболевшее,  совершив  какой-то  неадекватный  или  нехороший  поступок.  Кроме  того,  в  трудной  ситуации  такой  ребенок  вряд  ли  спросит  нашего  совета.

 

Акцент  на  позитиве.

Нужно  подчеркивать  в  ребенке  все  хорошее  -  хвалить  его  и  даже  выискивать,  за  что  его  можно  поблагодарить.  Дети  особенно  сильно  нуждаются  в  похвалах,  а  не  в  порицании.  При  желании  мы  обязательно  найдем  то,  за  что  ребенка  можно  похвалить.  И  чем  больше  мы  будем  его  хвалить,  тем  больше  у  нас  будет  для  этого  поводов.  А  если  все  же  приходится  делать  замечание,  говорите  о  поведении  ребенка,  а  не  о  нем  самом.  Научитесь  отказывать  с  любовью,  а  не  с  гневом.

 

4.  Потребность  чувствовать  связь  с  окружающими.
Детям  необходимо  чувствовать  себя  "в  команде".  Им  нужно,  чтобы  о  них  не  забывали  и  позволяли  участвовать  в  происходящих  событиях.  Между  тем  вспомните,  сколько  раз  вы  слышали  и  произносили  реплики:  "Нет,  не  сейчас.  Подрасти  сначала",  "Ты  еще  маленький,  тебе  еще  рано".
Если  люди  занимаются  каким-то  делом  сообща,  они  острее  чувствуют  существующую  между  ними  связь.  Работа  по  дому  или  совместный  досуг  дают  нам  возможность  стать  ближе  друг  другу,  чему-то  научиться  и  помочь  другим.  Если  ребенок  чувствует  крепкую  связь  со  своими  близкими,  он  сможет  успешно  противостоять  негативным  воздействиям  извне.  Также  повышается  и  вероятность  того,  что  он  захочет  быть  похожим  на  кого-то  из  домашних.  Конечно,  вовлечь  детей  во  все  дела  невозможно.  Но  нужно  стараться  делать  это  как  можно  чаще.  Если  же  привлечь  ребенка  к  тому  делу,  в  котором  он  хочет  участвовать,  невозможно,  объясните  ему  причины  -  это  тоже  бывает  весьма  полезно.

 

Активное  времяпровождение.

Детство  -  это  период  любопытства  и  экспериментов.  Семейные  мероприятия  помогут  ребенку  испытать  что-то  новое,  расширят  круг  его  интересов  и  сблизят  с  родными.  Таких  мероприятий,  в  которых  можно  участвовать  всей  семьей,  великое  множество.

 

Решения.
Семья  -  это  сообщество,  благополучие  которого  зависит  от  тех  решений,  которые  принимают  его  участники,  а  также  от  уровня  взаимодействия  этих  участников,  их  чувства  общности,  взаимного  уважения.  Лучше  всего  люди  уживаются,  учатся  и  развиваются  в  том  окружении,  на  которое  они  сами  могут  воздействовать  и  где  их  слова  и  поступки  что-то  значат.  К  детям  сказанное  относится  не  в  меньшей  мере.

 

5.  Потребность  в  безопасности.

Защитить  ребенка  означает  создать  стабильное,  безопасное,  спокойное  и  внимательное  окружение,  в  котором  ребенок  будет  чувствовать,  что  его  любят  и  оберегают,  а  намерения  и  поведение  близких  ему  людей  продиктованы  искренней  заботой  о  его  благополучии.
Искусство  обхождения  с  детьми  -  это,  в  том  числе,  искусство  балансировать  между  свободой  и  контролем.  Определенные  ограничения  неизбежны,  без  ограничений  дети  не  смогут  чувствовать  себя  в  безопасности.  Вседозволенность  порождает  тревогу,  ребенок  постоянно  будет  чувствовать  какую-то  опасность,  а  незрелость  и  отсутствие  опыта  сделают  его  и  вовсе  беспомощным.  Но  если  ограничений  слишком  много,  если  к  малышу  относятся  слишком  строго,  выдвигают  непоследовательные  дисциплинарные  требования,  сурово  наказывают  за  малейший  проступок,  то  ребенок  может  совсем  запутаться  и  полностью  выйти  из-под  контроля.  Все  это,  конечно,  нисколько  не  способствует  развитию  самодисциплины  и  уверенности  в  себе.
Нужно,  чтобы  дети  находились  в  теплом  окружении  людей,  которые  умеют  заботиться  друг  о  друге  и  не  устают  выражать  свою  любовь  и  расположение  -  и  в  словах,  и  в  делах.

Залог  эмоционального  здоровья  ребенка  -  стремление  родителей  вести  себя  так,  чтобы  дети  чувствовали:  их  уважают,  ценят,  принимают  такими,  какие  они  есть,  включают  "в  команду"  и  защищают  -  это  и  есть  лучший  способ  доказать  свою  любовь.

 

Источник:  Джеральд  Ньюмарк  "Как  воспитать  эмоционально  здоровых  детей".

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ