Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Разговор по душам

Полезная информация

Разговор по душам

Автор: Иванова Е.В., Воспитатель

Умеете ли вы выстроить разговор с собственным ребёнком? В некоторых семьях это напоминает игру в одни ворота, когда взрослый даёт словесный приказ, а ребёнок должен его выполнять. Чаще всего не берутся во внимание ни чувства, ни мысли малыша, не полагается иметь собственное мнение: «Когда станешь взрослым, тогда и будешь думать, а пока изволь делать то, что говорят взрослые». А ведь разговор предполагает наличие собеседника.

Целесообразно вести диалог с ребёнком в том случае, если у него уже накоплен словарь (хотя бы пассивный!) и есть определённые знания по обсуждаемой теме. В сознании малыша только тогда всплывает тот «живой образ», о котором идёт речь. Естественно, игрушки и персонажей ребёнок до этого не раз видел, держал в руках, производил с ними какие- то действия. При этом взрослые называли ему сами предметы (игрушки), детали, комментировали производимые с ним действия.

В диалоге с годовалым крохой, в этом возрасте реплики малыша - это и жест, и какое-то восклицание и подражание, взрослый ведет диалог в виде доступных для понимания, правильно выстроенных фраз. Интрига присутствует в начале любого игрового диалога. Поэтому прячем под платок какую – либо игрушку, например курочку. Вы: «Кто это там прячется? Хочешь посмотреть?» Ребёнок кивает головкой. «Что – то она не хочет выходить. Давай её позовём? Иди, иди к нам!» Ребёнок вместе с вами совершает манящее движение руками. Из-под платка показывается только головка курочки. «Курочка, курочка, мы тебе зёрнышек дадим! Давай насыплем курочке зёрнышек! Вот так, вот так!» Указательным пальцем вы стучите по раскрытой ладошке, словно насыпаете зёрна и зовёте: «Цып - цып – цып!» Малыш повторяет это движение, повторяет звукоподражание. Наконец курочка появляется из-под платка. Вы: « Смотри, курочка клюёт: клюв – клюв – клюв. Давай твою ладошку. Курочка с твоей ладошки будет клевать». Ребёнок выполняет просьбу, курочка клюет воображаемые зернышки, а малыш весело смеётся. «Смотри, курочка поела, мы её накормили, она нам кланяется и говорит «спасибо». Покажи, как курочка кланяется головкой. А теперь курочка с нами хочет поплясать. Будешь вместе с курочкой плясать? Ребёнок говорит «ДА!», кивает головой и вместе с игрушкой пускается в пляс.

С таким же интересом малыш будет выстраивать игровой диалог и на другие темы: «Мишка плачет», «Накормим куклу», «Машина сломалась» и так далее

В диалоге игре с детьми постарше мы часто видим, как малыш пытается что – то сказать, а слов не хватает, точнее нужное слово не находится. Как писал К. Д. Ушинский: …вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал. Но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот – то навык отыскивать требуемое слово и требуемую форму и есть одно из важнейших условий развития дара слова». В диалоге подобный дар очень ценен. Научить малыша быстро подбирать слово для ответа можно также в процессе игр.

Для игр – диалогов с детьми до двух – трёх лет можно использовать, известные всем, потешки: «Гуси – гуси», «Зайка серенький», «Ворона», «Сорока».

Игра «Покажи». Взрослый показывает на любые предметы, части тела и спрашивает: »Что это?» или «Кто это?», а ребёнок отвечает. Вначале и вопросы, и варианты ответов демонстрирует взрослый:

Это - ручки: хлоп – хлоп!

Это - ножки: топ – топ!

Это – глазки: вот – вот!

Это – ушки: вот – вот!

Это – спинка: вот!

Тут – живот: вот!

Это – стол: тук – тук!

Это – кот, наш друг.

А дальше в том же духе: в прозе или стихотворной форме.

Игра «Почемучка» Один из участников диалога говорит любую фразу, например: «Птицы улетели», Другой: «Почему?» Ответ: «Потому что наступили холода». Снова вопрос: «Почему?» - так далее. На первых порах почемучкой будет ребёнок, но со временем можно поменяться ролями.

Обучая ребёнка игре – диалогу, вы вводите малыша в мир людей, предметов и явлений. Ребёнок приобретает навык взаимодействия с окружающим миром. При этом важно учить малыша именно правильному взаимодействию. То, как ведутся разговоры в семье, - эталон для малыша. Произнесённое кем – то обидное или бранное слово отпечатывается в памяти ребёнка надолго. Вы можете забыть об этом, а малыш через какое – то время вставит это слово в свою реплику. Взрослые возмутятся: «Где только подобного набрался?» Ребёнок удивлённо посмотрит и скажет «От вас же!»

Учитесь вести диалог с малышом, никогда – ни делом, ни словом – не оскорбляйте его достоинства и не теряйте своего!

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ