Региональная программа Нижегородской области

«Бесстрашное детство»

http://бесстрашное-детство.рф


Полезная информация

Пойти туда, не знаю куда…

Третий критерий авторитарного стиля общения – взрослый не дает ребенку участвовать в разработке и осмысления целей той деятельности, которой они вместе занимаются.

Представьте себе вот такую картинку. Пять учеников устроили на уроке веселую потасовку. Это не драка, просто их переполняет энергия, и вроде сказочного «пойти туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» - ведь цели учителя им не понятны, а об их собственных желаниях их никто не спросил. Поэтому они - играют; радуясь самой игре и не ставя себе никакой цели. А хотят ли они «учиться»? Если бы учитель смог им сказать ясно и понятно, чего он хочет, если бы он доверил им что-то стоящее, они бы, вероятно, направили свои силы и на учебу….

…Из письма в редакцию:

«Здравствуй, уважаемая «Семья и школа»! Пишу с надеждой, что выслушаете, разберетесь и посоветуете. Моя дочь, семиклассница, писала письмо на уроке. Учитель заметил и отнял, передал письмо классному руководителю. Затем это письмо подверглось всеобщей огласке: обсуждалось на родительском собрании, родительском комитете. Пришла я сегодня на очередное заседание родительского комитета с целью забрать Юлино письмо. Состоялся разговор, если можно его так назвать. На меня нападали, я отбивалась, а председатель родительского комитета сказала: «Нам не о чем с вами разговаривать».

Я не защищаю дочь. Я вела разговор по поводу письма. Почему его прочли, обсудили написанное и даже высказали мнение, что письмо это показывает лицо моей дочери? Более того, они требовали посуровее ее воспитывать. В школу ходить не хочется, одни жалобы и упреки. Уважаемая редакция! Помогите разобраться, посоветуйте, как все изменить».

Редакция журнала передала это письмо мне. Я встретилась со всеми, о ком в нем говорилось. Пыталась разобраться в конфликте. И пришла к очень грустному заключению: подобно тому, как вода выталкивает на поверхность погруженные в нее предметы, школа выталкивает нестандартных детей. Как точно подметила при встрече автор письма Наталия Васильевна, родители вынуждены уговаривать своих детей «принять школу как таблетку»: горько, противно, но надо выпить. Юля, - по мнению учителей, - «хулиганка», подлая девочка, у которой нет ни стыда, ни совести. Импульсивная, безвольная, распущена до предела. Не умеет контролировать себя, свое поведение. Плохо учится, дурно влияет не только на девочек, но и на мальчиков. На уроках ведет себя безобразно. Может встать и пойти по классу. Может сказать или выкрикнуть что угодно. Письмо – это Юлино лицо. Какое лицо – всем понятно…» (Речь идет о письме, изъятом учителем на уроке, в котором Юля просила подругу прислать ей «черные колготки, отрез на платье и 20 пачек сигарет»).

Одним словом, педагоги, «преследуя высокие цели обучения и воспитания», хотят сделать хорошего человека из этой трудной девочки. А она «уперлась» и твердит: «Не выйдет!» На лицо третий типичный признак авторитарных отношений: взрослый решает свою задачу, а ребенок или знать не знает и ведать не ведает о том, что ему предназначено; или уже «точно знает»: от взрослых ничего хорошего не жди. А поэтому и слова красивые, и предметы школьные – все «горькая противная таблетка»…

Почему же взрослые «все берут на себя»? Почему лишают детей права – совместно со старшими определять ближние и дальние перспективы своего же воспитания? А затем – идти вместе, поддерживая друг друга? Что мешает? Страх и неуверенность в себе! У родителей это обычно страх потерять ребенка. Учителя и воспитатели опасаются потерять свой авторитет. Вспомним: авторитарный взрослый – слаб. Он сам в детстве не был защищен, он прошел через боль; а поэтому в общении с детьми, особенно, когда они не слушаются или что-то делают «не так», снова чувствует себя в опасности. Авторитарный учитель «внутри себя» не может избавиться от ужасной мысли: «Мир опасен. Вокруг враги; и дети – самые страшные из них. А я ничего не могу с этим сделать». Он боится, что не сможет увлечь, заинтересовать детей; поэтому и избирает наименее опасный путь, отдает короткие приказания; «Делай то-то и то-то». В глубине этого чувства – убеждение в собственной неполноценности, незначимости: «Я плохой». В своей крайней форме такие люди настолько не ценят себя и других, что в каждом видят потенциального врага и глупца. Тогда им кажется (они убеждают себя): только они знают, как можно прийти к конечной цели. А удел других – подчиняться и выполнять команды, которые безошибочно приведут к намеченному (ими же!) результату. Когда такому авторитарному учителю советуют посвятить некоторое время совместному с детьми выдвижению и обсуждению ближних и дальних целей урока, он в недоумении восклицает: «Да что вы?! Разве дети смогут это сделать? Никогда! Пустая трата времени. Только я знаю, куда и как надо идти». Говорят, «учителю виднее». Но почему дети должны блуждать в потемках? Урок без заранее представленного и привлекательного результата – как путешествие без цели, без смысла: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»…

 

По материалам издания «Школа для родителей», выпуск 1

(приложение к журналу «Семья и школа»)