Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Детская агрессия и жестокость и ее профилактика

Полезная информация

Детская агрессия и жестокость и ее профилактика

Автор: Киреева Е.А., Педагог-психолог

Как  известно  после  агрессии  идет  вторая  стадия  эмоциональных  срывов,      проявляемая,    как  жестокость. 

Что  же  такое  жестокость?  Жестокость  –  это  человеческое  чувство  не  знающее  жалости,  сожаления,  сочувствия.  Это  способность  причинять  страдания  людям  или  животным.

Сейчас  проявления  детской  жестокости  являются  одной  из  наиболее  распространенных  форм  нарушения  поведения,  с  которыми  приходится  иметь  дело  взрослым  -  родителям  и  воспитателям,  работниками  социальной  защиты.  Сюда  относятся:

-  вспышки  раздражительности, 

-  непослушание, 

-  избыточная  активность, 

-  драчливость. 

 

Особенности  жестокого  поведения  детей  и  подростков:

  1. Жертвами  агрессии  часто  становятся  близкие  люди;
  2. Далеко  не  все  жестокие  дети  воспитываются  в  неблагополучных  семьях,  многие  дети  имеют  весьма  состоятельных  и  заботливых  родителей.
  3. Жестокость  часто  возникает  без  реального  повода.
  4. Многие  жестокие  поступки  подростков,  являются  следствием  личностного  кризиса.

 

Внутри  подросткового  возраста,  как  у  мальчиков,  так  и  у  девочек,  существуют  возрастные  периоды  с  более  высоким  и  более  низким  уровнем  проявления  агрессивного  поведения.  У  мальчиков  имеются  два  пика  проявления  агрессии:  12  лет  и  14-15  лет.  У  девочек  также  обнаруживаются  два  пика:  наибольший  уровень  проявления  агрессивного  поведения  отмечается  в  11  лет  и  в  13  лет. 

Уровень  агрессивности    и  жестокости  детей  меняется  в  зависимости  от  ситуации  в  большей  или  меньшей  степени,  но  иногда  они  принимает  устойчивые  формы.  Причин  для  такого  поведения  много: 

  • взаимоотношения  в  семье,
  • положение  ребёнка  в  коллективе, 
  • отношение  к  нему  сверстников, 
  • взаимоотношения  с  учителем, 
  • влияние  средств  массовой  информации.

 

Агрессивность  и  жестокость  у  детей  может  проявляться  если:

  1. Родители  не  устанавливают  правил  поведения  детей  дома.
  2. Не  следят  за  местонахождением  детей.
  3. Не  применяют  соответствующих  воспитательных  мер.
  4. Не  пытаются  разрешать  возникающие  проблемы  и  кризисные  ситуации  с  помощью  компромиссных  решений.

Так  же  можно  назвать  и    другие  факторы:  болезни,  нищета,  безработица,  супружеский  конфликт,  развод,  распавшаяся  семья,  родители  полностью  поглощены  работой,  увлечениями.

 

Влияние  сверстников

Подростки  получают  сведения  о  жестокости  также  из  общения  со  сверстниками.  Они  учатся  вести  себя  жестоко  и  вульгарно,  наблюдая  за  поведением  других  детей  (например,  одноклассников).  Жестокие  дети  могут  найти  друзей  среди  других  таких  же,  как  они  сверстников.  Среди  факторов,  провоцирующих  жестокое  поведение  детей,  можно    выделить:

  • недостаточное  развитие  интеллекта  и  коммуникативных  навыков;
  • сниженный  уровень  саморегуляции;
  • неразвитость  игровой  деятельности;
  • сниженную  самооценку;
  • стремление  привлечь  к  себе  внимание  сверстников;
  • стремление  получить  желанный  результат;
  • стремление  быть  главным;
  • страх  несостоятельности;
  • потребность  самоутверждения;
  • защита  и  месть;
  • желание  ущемить  достоинство  другого  с  целью,  подчеркнуть  свое  превосходство;
  • получить  самоудовлетворение  от  жестокого  обращения.

 

Чтобы  не  провоцировать  агрессию  и  жестокость  среди  детей  они  должны  слышать  что-то  хорошее  от  своих  одноклассников  и  чувствовать,  что  их  ценят  и  уважают  в  коллективе.    Сверстники  должны  уметь  выслушать  друг  друга,  заинтересовать  в  полезных  делах,  быть  терпимее  по  отношению  друг  к  другу.  Важно:

  •   правильно  подобрать  поручение  в  классе  с  учетом  интересов  ребенка  и  сообщества  сверстников;
  • активно  приобщать  к  труду  для  личных  и  общественных  целей;
  • формировать  чувство  коллективизма  и  предупреждать  эгоистичность,  вырабатывать  адекватную  самооценку.
  • заинтересовывать  ребят  (учитывая  их  возможности)  в  классных  и  школьных  мероприятиях.

В  школе  и  классе  должны  проводиться  много  мероприятия,  где  каждый  ребенок  может  проявить  себя.  Это  конкурсы,  викторины,  презентации,  тематические  праздники.

 

Влияние  Интернета 

В  последнее  время  не  только  американские  педиатры,  но  и  российские,  выявили  взаимосвязь  между  пропагандой  насилия  в  СМИ  и  жестоким  поведением  среди  подростков.  Школьники,  увлекающиеся  жестокими  видеоиграми  в  большей  степени  склонны  к  агрессии.  Причём  наиболее  серьёзное  влияние  на  психику  ребёнка  оказывают  жестокие  видеоролики,  распространённые  в  Интернете.  Естественно  предположить,  чем  больше  различных  СМИ,    пропагандирующих  жестокость,    доступны  ребёнку,  тем  более  он  агрессивен.  Тем  не  менее,  влияние  ТВ-шоу,  фильмов,  музыки,  Интернет  мультфильмов  и  компьютерных  игр  оказало  гораздо  слабее  влияние  Интернет  роликов,  изображающих  насилие  со  стороны  реальных  людей. 

 

(продолжение  следует)

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ