Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Азбука общения. Говорить, чтобы услышали, слушать, чтобы понять

Полезная информация

Азбука общения. Говорить, чтобы услышали, слушать, чтобы понять

Автор: Молькова Елена Васильевна, Зав. отделением социальной реабилитации

Итак, что же требуется, чтобы понять другого человека?

1.Внимательно выслушать, что человек говорит.

Казалось бы, чего проще: слушай, что говорят, да запоминай. Но так ли это легко? Мы умеем поддержать беседу: вовремя поддакиваем, киваем, даже вставляем соответствующие вопросы. Но вот слышим ли мы собеседника? Бывает так, что наши мысли "уплывают", и мы уже не вникаем, что нам говорит собеседник. Возможно ли тогда понять человека? Вряд ли, ведь мы его даже не услышали. Если быть внимательным к словам собеседника, мы как минимум, запомним их. А значит, и сможем понять.

2. Старайтесь выяснить, что человек хочет сказать на самом деле.

Иногда человек не находит нужных слов, чтобы сказать о том, что на самом деле его волнует. Особенно часто так бывает, когда человек волнуется. Он путается в словах, теряется, несразу отвечает на вопросы. И очень боится, что его поймут не правильно, отчего волнуется и путается еще сильнее. Кто-то в такой ситуации становится слишком многословным, кто-то, наоборот, еле-еле два сдова связать может.

Как добиться взаимопонимания в таком случае? Есть очень простой способ: возвращение к воспринятой информации для ее обсуждения и уточнения, используя для этого слова:" Правильно ли я Вас понял...", " Если я правильно Вас понял..." - и т.п. Далее можно пересказать своими словами то, что услышали – это поможет вам найти "общие слова" : то, что вы думаете и называете одинаково. Можно повторить дословнопоследнюю фразу. Особенно это полезно, когда ваш собеседник сбился с мысли – так он сможет сориентироваться, о чем он говорил. Если ваш собеседник многословен, вы можете вывести краткое резюме из его речи, тем самым отсеяв несущественное. Против излишней сухости можно предоставить развернутый ответ, дабы разобраться в оттенках и подробностях кратко охарактеризованного события. В ответ вы получите либо согласие с вашей интерпретацией слов обеседника, что означает, что препятствий для общения нет, либо несогласие, после которого нужно разобраться, что именно вы поняли не так.

3. Задавайте вопросы

Для уточнения, получения дополнительной информации допустимо задавать вопросы. Желательно,чтобы ваши вопросы предпологали развернутый ответ, поскольку подробные ответы открывают больше путей для развития беседы, чем сухие " да" или "нет". К тому же такими вопросами можно помочь разговориться немногословному собеседнику. Конечно, если ваш собеседник, наоборот, любит поговорить, иногда придётся задавать ему вопросы предполагающие однозначные ответы, - чтобы не утонуть в лишней информации.

И, кроме того, ваши вопросы должны опираться на слова вашего собеседника (если только вы не хотите сменить тему разговора). Вопрос, вытекающий из последних реплик человека – лучшее свидетельство того, что его слышат и им интересуются.

4. Договоритесь о словах.

Часто взаимопониманию мешают разночтения в смыслах одного слова. Или наполнение сходным смыслом разных слов. Бывает, мы яростно отстаиваем свою точку зрения, убеждаем собеседника, удивляясь, как же он нас не понимает, ведь он должен понять. Мы не знаем, почему должен, но чувствуем, что не понять он не может. А причина непонимания проста – мы одно явление называем разными словами (или под одним термином понимаем разные явления). Вот и получается, что из-за разночтения смыслов не можем прийти к одному мнению, которое, к тому же, изначально совпадало.

Если чувствуете непонимание, уточните, что для человека означает спорное слово ( или как называют обсуждаемое явление). Даже если ваши мнения в результате все равно не совпадут, все равно они будут об одном и том же. А понимание – это не всегда согласие с точкой зрения собеседника. Это в первую очередь, умение услышать точку зрения другого человека.

 

(Продолжение следует)

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ