Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Речевая деятельность «особых» детей

Полезная информация

Речевая деятельность «особых» детей

Наше отделение создано для помощи, поддержки и реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, большую часть которых в настоящее время составляют дети с тяжелыми ментальными (интеллектуальными) и множественными нарушениями в развитии. В основном это дети с тяжёлыми интеллектуальными ограничениями, которых до недавнего времени считали «необучаемыми» и они не имели возможности (а некоторые и до сих пор не имеют) посещать детские сады и школы или иметь какую-нибудь трудовую занятость в более старшем возрасте.

Основной причиной нарушений речевой деятельности у детей с интеллектуальными ограничениями является недоразвитие структур головного мозга и меньшее количество связей между разными областями коры головного мозга.

Причинами этих нарушений являются си­стемные органические повреждения (заболевания) голов­ного мозга ребенка на ранних этапах развития: до рождения, при родах, после родов, примерно до 3-5 лет. При психическом недоразвитии нарушается умственная (интеллектуальная) деятельность, под которой понимается индивидуальная способность человека усваивать, накапли­вать, преобразовывать разнообразную систему знаний для самостоятельного использования их в жизни.

Сложные нарушения интеллектуальной деятельности наи­более отчетливо проявляются в тех случаях, когда речь идет о раннем и глубоком повреждении головного мозга. В зависи­мости от времени и характера поражения (заболевания) цен­тральной нервной системы, степени тяжести, условий воспитания и других факторов — интеллектуальные возможности у детей одного возраста могут быть различными. Картина инди­видуального развития ребенка нередко утяжеляется наруше­ниями со стороны общей и тонкой моторики, движений, речи, а также в ряде случаев — текущими заболеваниями нервной системы: эпилепсией, гидроцефалией, шизофренией и др.

В нашей работе мы часто сталкиваемся с проблемой развития речи и коммуникации у детей с интеллектуальными ограничениями, многие родители убеждены (в ходе многочисленных консультаций у разных специалистов), что с появлением у ребенка развернутой, правильно грамматически построенной, звукооформленной речи, исчезнут проблемы в познавательной сфере. Но не стоит забывать, что у детей первично присутствуют нарушения высших форм познавательной деятельности (логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, процессы восприятия окружающей среды), поведения, эмоциональной сферы.

Нарушения речи у детей с интеллектуальными ограничениями носят системный характер. У них оказываются несформированными все стороны речевой деятельности: снижение потребности в речевом общении, планирование речевых фраз, воспроизведение речи.

Характерным для них является позднее развитие речи. Значительное отставание отмечается у детей в появлении фразовой речи.

Снижение мыслительной деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия (путают слова схожие по звучанию: кошка-ложка, миска-мишка), различения звуков речи ( с - ш, д - т, л- р) . Дети тяжело понимают абстрактные слова и выражения, крылатые фразы, переносные значения слов, пословицы и поговорки, очень часто понимают их буквально. Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное развитие речи. Наряду с этим имеют место и другие факторы, вызывающие у них нарушения речи: физиологические нарушения в строении речевого аппарата (слабые мышцы языка, губ и щек, неправильный прикус, нарушения в строении неба и т.д.). Речь детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях – замедленная, в других — ускоренная.

Однако, при организации специального обучения они усваивают альтернативные или дополнительные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, т. е. могут быть интегрированными в общество.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ