Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Родителям   ·   Полезная информация   ·   Психологическая подготовка родителей к школе

Полезная информация

Психологическая подготовка родителей к школе

Автор: Дли Татьяна, Педагог-психолог

Начало школьного обучения – это новый этап в жизни каждой семьи, и, конечно, очень волнительный не только для самих первоклассников, но и для их родителей. Перед родителями встаёт множество вопросов, требующих решения: что лучше – то, что школа рядом или то, что она престижна; какую программу выбрать; как сложатся отношения ребенка с учителем, с одноклассниками; как он справится с программой и др. И нередко родители волнуются даже в большей степени, поскольку у каждого есть свои убеждения, ожидания и свой личный опыт школьного обучения, у кого-то более успешный и яркий, у кого-то наоборот. Родители, сами того не замечая, стараясь избежать тех проблемных ситуаций, с которыми столкнулись в свое время, навязывают детям свои тревоги, страхи. Стараются уберечь ребёнка от негативного опыта, который сами имели в детстве. Чрезмерно опекают, лишая самостоятельности («он сам не справится», «без меня не разберётся»). Либо оказывают давление, заставляя заниматься не интересными занятиями, заранее излишне нагружая всевозможной, пока мало актуальной для него информацией («ребёнок к школе должен уметь читать и писать»), подгоняют к определённому стандарту («чтобы не был в отстающих»). Сравнивают неуспешность ребёнка с успехами других детей («как у Кати хорошо получается! Ну, а у тебя что…?»).

С приходом в школу для ребёнка начинается своеобразное соревнование: его сравнивают, отношение к нему обусловлено его школьными успехами, как будто забывается, что помимо школьного обучения есть ещё жизнь вокруг, в которой быть может некоторые качества и умения более важны, чем академические знания. Не всегда успехи и жизненные достижения связаны только со школой.

Как правило, если действия родителя обусловлены страхом и тревогой, ребёнок чувствует это и ему вдвойне сложней. Родитель заражает ребёнка своей тревогой. И ребёнок либо начинает сам тревожиться, теряет уверенность в своих силах, боится сталкиваться с чем-либо новым, допустить ошибку, либо протестует. Занятия по подготовке к школе становятся не в радость, это не совпадает с актуальными потребностями и способностями ребёнка, ребёнок не готов, не созрел, а родитель настаивает. В такой ситуации позитивной мотивации не возникает и желание учиться становится ещё меньше, кроме того, это вредит отношениям между родителем и ребёнком.

Если родитель осознаёт, что у него есть страхи, тревоги, связанные со школой, и это не лучшим образом влияет на его отношения с ребёнком, не в силах самостоятельно с этим справиться, необходимо разрешить их со специалистами в области психологии. Важно понимать, что у ребенка все проходит по-другому, он самостоятельная отдельная личность, с характерными только для него индивидуальными особенностями, и необязательно, что его школьные трудности будут такие же, как и у родителя, они могут быть совсем другого рода.

Помогать ребёнку подготовиться к школе можно по-разному. Одна из сторон подготовки ребёнка к школе – развитие социальных умений и навыков: умение общаться в коллективе, придерживаться определённых правил, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, обращаться с просьбой и предлагать помощь.

Развивать познавательную активность, любознательность, мышление и память будущего первоклассника можно не только заучивая с ним буквы, цифры и заставляя писать палочки-крючочки. Можно поддерживать инициативу ребёнка в познании окружающего мира: отвечать на его вопросы, не запрещать исследовать, если это безопасно, беседовать с ребёнком, рассказывать о том новом, что видите вокруг, вместе искать вопросы на ответы в книжках, демонстрируя своими эмоциями насколько это увлекательно. Ребёнок, который видит, что мама любит читать, а папа с удовольствием катается на лыжах, с большей вероятностью возьмёт в руки книгу или встанет на лыжи. Лучше всего ребёнок усваивает, когда родитель демонстрирует свой интерес. Наибольшую пользу приносит то обучение, которое проходит незаметно, естественным образом, в игре или в непосредственном общении.

Развивать уверенность в своих силах и способностях поддержкой, похвалой, обращая внимание на сильные стороны и качества, отмечая даже маленькие успехи в новой деятельности. Способности ребёнка не включаются в ситуации стресса, для их проявления и развития важны определённые условия: безопасность и принятие (ребёнок должен чувствовать, что его любят независимо от того хорошо он учиться или нет), забота, свобода и доверие, хорошо структурированное пространство. Если ребёнок ощущает безусловное принятие, заботу, поддержку в его инициативах, включаются способности, а вслед за ними повышается мотивация, развивается успешность и умения.

И, конечно, очень важно дать ребёнку просто отдохнуть перед началом учебного года, набраться сил, позитивных эмоций и впечатлений, поиграть и повеселиться. Родителям стоит постараться, чтобы вступление на новый этап было положительно окрашено и это событие было долгожданным. Ведь ребёнок пока не знает чего ожидать и от родителя зависит, как это будет преподнесено.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ