При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Детские манипуляции
Автор: Терех Екатерина, Педагог-психолог
Вопрос детско-родительских отношений в современном мире очень популярен. В каждой семье встречается ситуация когда от ребенка можно услышать «ты меня не любишь, ты плохая», «ты не купила мне игрушку, ты меня не любишь», «не отпустишь гулять, я уйду из дома».
Родитель начинает страшиться таких высказываний своего чада, даже не задумываясь о том, что в этот момент ребенок манипулирует родителем. Психологами было установлено, что важной отличительной чертой манипулятивного поведения является использование другого, как средства достижения цели (Е.Л. Доценко, 1997; В.В. Знаков, 1999, 2000, 2002). Манипулирование у детей провялятся после 3-х лет. Когда ребенок начинает осознавать, что через крики, плачь, истерику может добиться желаемого результата. Попробовав манипулировать родителем и получив желаемый результат, у ребенка закрепляется манипулятивная манера поведения.
Так, девочки начинают манипулировать неявным способом, представляя себя в таком свете, чтобы другие думали о них лучше. Мальчики, напротив, манипулируют с помощью директивных, агрессивных тактик, демонстрируя тем самым, свою доминантность (В.П. Шейнов, 2015).
Для начала попробуйте разобраться, манипулирует ли ваш ребенок или его поведение является сигналом о помощи.
Если ребенок в ситуации достижении цели использует систематически одинаковые действия, вплоть до мимики и жестов, то можно говорит о манипулировании. Вам следует подумать, почему ваш ребенок выбрал такую стратегию поведения. Хватает ли в вашей семье ласки, тепла и любви по отношению к ребенку.
Для того чтобы прекратитесь манипулятивное поведение ребенка, вам необходимо проявлять настойчивость, уверенность во взаимоотношениях с ребенком. Вам следует показать ребенку, что привычная модель поведения уже не действует. Конечно, ребенок будет, возвращается к манипулированию. Но ваше уверенное «Нет», послужит для него толчком отойти от данной стратегии.
Также вам следует приучить ребенка к конструктивному поведению - идти на компромисс, а также научиться конструктивно, выражать свою просьбу, чтобы тебя услышали.
Вам следует показать ребенку, что вы его понимаете, объяснить, что не все капризы можно и нужно выполнять, объяснив при этом причину.
И помните, дети - будущее, именно от воспитания детей «сегодня» зависит ваше общение с собственным ребенком через пару десятков лет.
Для более подробного знакомства с этой темой используйте следующие источники: