Региональная программа Нижегородской области
http://бесстрашное-детство.рф
Такие разные и одинаковые чувства «опасение и тревога»
Каждый раз, заходя в операторскую телефона доверия, я задаю себе вопрос «Кто сегодня «затеряется в толпе», испытывая тревогу или непонятное беспокойство?»
Сейчас таких звонков становится все больше и больше не только от взрослых, но и от подростков.
Опасение и тревога – чувство близкие, но не совсем одинаковые. Опасение связано с чем-то конкретным, т.е. может что-то произойти по объективным причинам. Например, по дороге из школы увидит друг в компании одноклассника и неправильно поймет, на даче взломают дверь и украдут урожай, скажу правду в глаза человеку, и он обидится. Часто «прямые разговоры» ранят другого. Здесь опасение и осторожность помогают избежать каких-то нежелательных последствий и обеспечить душевный покой.
Что касается тревоги… Это чувство не имеет под собой какого-то конкретного основания. Не дают покоя вещи, над которыми человек не властен. Например, он может тревожиться по поводу того, что уже произошло, или может произойти когда-то в будущем, независимого от его желания.
Людям свойственно волноваться, переживать, воображая те или иные ситуации. Порой это становиться привычкой и постоянно находится повод для беспокойства «А вдруг случится это? А вдруг...?» Проблемы приходят и уходят, а тревога остается. Запускается механизм создания стрессового состояния, которое держит человека в постоянном тонусе, не давая возможности внутренне успокоиться и насладиться этим спокойствием. Кто-то просто привыкает к тревоге и перестает замечать ее, но она постоянно «ходит за ним по пятам», напоминая о себе какими-то неприятными ощущениями в теле, дискомфортом.
В процессе разговора с собеседником на том конце телефона, порой достаточно бывает эмоционально поддержать, дать минимум информации, «разрешить» испытывать подобные чувства, а иногда включить в диалог «работу с образами», чтобы вернуть спокойное состояние на данное время. Я предлагаю с этой целью использовать как в очной работе, так и в работе консультанта телефона доверия, следующее упражнение.
Это все ваши личные проблемы. Чем крупнее зверь, тем серьезнее проблема и больше тревога. Например, быстроногий олень – это крайний срок, к которому надо сдать работу, рычащий лев – размолвка с близким человеком.
Удачи, Вам, коллеги!