Региональная программа Нижегородской области
http://бесстрашное-детство.рф
Принципы построения работы с неблагополучной семьей как с системой
Автор: Елисеева Наталья Сергеевна, Социальный педагог
Для эффективной работы с семьей в первую очередь требуется диагностика. Диагностика должна включать все направления жизни семьи в обществе: социальное окружение, взаимоотношения между членами семьи, уровень материального обеспечения, медицинское обследование и другое.
Возможно заведение «карты семьи» или «паспорта семьи», куда будет включаться: результаты первичной диагностики, мониторинг в течение года, произведенные действия с семьей и их результаты. Ответственным за ведение таких паспортов может быть социальный педагог школы, где учится ребенок.
Оптимально ведение социального патронажа семей, когда есть ответственный куратор семьи, имеющий социальное или психологическое образование, и который в любой момент может помочь в сложной ситуации. На одного куратора должно быть не более 5 семей.
Предлагается выделить следующие этапы работы куратора с семьей в рамках патронажа.
1-й этап. Знакомство. Договор с семьей.
Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и организацией. Его значение состоит в установлении «правил игры», очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели
2-й этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.
Куратор должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.
3-й этап. Сбор информации о семье:
Куратор начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Ему необходимо знать: состав семьи; характеристику внешних и внутренних контактов семьи; нормы, ценности, правила, представления данной семьи; способности и возможности членов семьи; уровень материального обеспечения, особенности организации быта; состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи.
Для сбора информации куратор пользуется большим набором методов. Прежде всего, это беседа с членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения. Можно использовать такие разновидности беседы, как конструктивное интервью или беседа в расширенном составе (с привлечением других специалистов, особо важных для данной семьи персон).
4-й этап. Анализ информации о семье.
Анализ информации о семье куратор осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет имеющуюся у него информацию, но и постоянно черпает важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи.
5-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с семьей.
Цели, задачи и перспективы работы куратора и семьи находят свое выражение в контракте. Контракт составляется куратором на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы.
Содержание работы с семьей определяется имеющимися у неё проблемами. Куратор организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Он координирует усилия различных организаций с тем, чтобы воздействие на семью было согласованным, своевременным и нужной интенсивности, соответствовало потребностям ее развития. Куратор оказывает семье информационную и организационную помощь.
6-й этап. Выход из семьи.
По окончании интенсивного периода работы куратор представляет Карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). При этом куратор регулярно информирует МППК, КДНиЗП и членов сети взаимодействия о положении семьи. Он продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.
Можно рекомендовать следующие основные блоки по работе с семьями.
1. Психологическая работа с родителями из неблагополучной семьи.
Задачи работы с родителями включают повышение уровня их психологической грамотности, причем как повышение компетентности в области знания закономерностей психического развития ребенка, так и повышение коммуникативной компетентности.
Программа психологического образования родителей, должна включать систему знаний об общих закономерностях психического развития, роли наследственности и среды в формировании личности ребенка, значении активной деятельности ребенка, опосредствованной общением со взрослым. В индивидуальной работе с родителями психолог должен стремиться раскрыть уникальность и неповторимость личности ребенка, выделить его индивидуально-психологические особенности, подчеркнуть «сильные» стороны его личности, обратить внимание на «слабые» стороны и наметить пути их компенсации.
Эта работа, как и любая коррекция, может проводиться в двух формах: индивидуальной и групповой. Эти формы работы могут быть представлены соответственно 1) консультативной или психотерапевтической беседой; 2) родительскими группами; а также альтернативной формой 3) коррекцией детско-родительских и семейных отношений, когда в процессе коррекции принимает участие вся семья.
Обычно индивидуальная работа строится в виде консультативной или психотерапевтической беседы, в соответствии с правилами ведения беседы (в форме «ведения случая»).
Наряду с индивидуальными формами работы с родителями используется групповая работа — руководство родительскими группами. Включение родителей в состав группы может быть рекомендовано в тех случаях, когда существует эмоциональное принятие родителями ребенка в сочетании с межличностными трудностями общения.
2. Проведение совместных мероприятий родителей и детей из неблагополучных семей.
Семью сплачивают совместные мероприятия – праздники, выезды, творческие мастерские и т.д. Оптимально на базе клуба, школы устраивать совместные мероприятия, делая упор на участие именно неблагополучных семей. Поручать родителям и детям из таких семей некие ведущие роли.
Хорошо сказывается на семейном самочувствии выезды на 2-3 дня из квартиры – в санатории, профилактории и другие места с проживанием. На таких выездах можно обучать проведению досуга, устраивать совместные вечера, проводить юридическое и психологическое просвещение.