Региональная программа Нижегородской области
http://бесстрашное-детство.рф
Тренинг личностного роста для подростков
Автор: Сергеева Н.Е., Психолог
Социально-психологическую и личностную зрелость человека характеризует способ решения жизненных противоречий. Она проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества. Способность осуществлять это соединение К.А. Абульханова-Славская называет стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной «стратегии жизни» подростков является главной целью тренинга личностного роста.
Оборудование: Карандаши, бумага, магнитофон, аудиокассета, мяч.
Время проведения: 60 минут.
Занятие начинается с взаимного приветствия всех членов группы (например, сказать соседу что-то приятное; подарить «подарок», передать прикосновением свои добрые чувства и т.п.).
Цель:
Процедура: Психолог просит всех участников по очереди рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, хотя это тоже важно, сколько о своих личных качествах. Задача может быть уточнена, например, назвать 5 наиболее характерных личностных качеств. Акцент необходимо делать на положительных качествах («Самопрезентация»).
Все члены группы и ведущий тренинга могут задавать вопросы типа:
– Твое главное достоинство?
– Есть ли у тебя слабости? Можешь ли ты их назвать?
Второй вариант данного упражнения: Члены группы разбиваются по парам, расходятся в разные стороны, берут друг у друга интервью, а затем представляют по очереди коллегу.
Назначение: формирование представлений о правилах и методах работы в группе.
Процедура: Психолог объясняет участникам основные принципы и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к обсуждению правил работы в группе.
Основные правила работы в группе. Правило персонификации обращения и высказывания «Я предлагаю…», «Я думаю…»; правило «здесь и теперь»; правило «обратной связи»; правило недопустимости непосредственных оценок человека (оценивать действия человека), правило конфиденциальности и правило «стоп».
Цель: рефлексия собственных положительных и отрицательных качеств.
Время: 15 минут.
Ход работы: Участникам тренинга предлагается в течение 3 минут написать свои
сильные и слабые качества. Затем проводится торг.
Цель: четко уяснить, кем вы являетесь в действительности, представить свое
внутреннее «Я» и осознавать свои цели и желания.
Технология выполнения: Закройте глаза, расслабьтесь.
Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее «Я». Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое «Я». Просто наблюдайте этот образ и обратите внимание на него.
Цель: осознание как построить свою жизнь.
Технология выполнения:
Цель: развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.
Психологическая сущность упражнения: Так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.
Задание:
Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.