Региональная программа Нижегородской области
http://бесстрашное-детство.рф
Социализация агрессии с использованием настольной игры «Лепешка»
Автор: Вараева Надежда Валерьевна, Зав. психолого-педагогическим отделением
Игра «Лепешка» предназначена для взрослых и детей старше 5 лет.
Это настольная игра, не требующая двигательной активности. В нее может играть от трех до пяти человек. Взрослый, обучающий детей правилам игры, может и сам быть одним из игроков. Или только «судьей», следящим за выполнением правил, в зависимости от поставленных задач. Игра может проводиться несколько раз с одними и теми же игроками. Но допускается и изменение состава играющих. Участников игры выбирает ведущий или предоставляет право выбрать для себя «соседей по полю» одному из детей, или участники могут быть выбраны посредством лотереи. Это опять зависит от задач, которые предполагает решить в этой игре психолог.
Условие игры, требующее формулировки обвинения и объяснения своего поступка, а также обращение к рефлексии собственных чувств и переживаний в различных ситуациях, способствуют развитию самосознания. Кроме того, в процессе убеждения игроком группы в том, что он достоин стать человеком, происходит сравнение «образа Я» с некоторым эталоном. При этом вся группа принимает участие в обсуждении. Это дает ребенку возможность сравнить еще и свое представление о себе с мнением других, с «образом Я глазами других». А сам процесс выбора качеств помогает формированию «Я идеального», причем ведущий (психолог) может до некоторой степени контролировать этот процесс.
Так как эта игра провоцирует проявление у игроков агрессии, ее может проводить только психолог. В конце игры помимо общей рефлексии с некоторыми игроками необходимо провести консультирование.
В ходе проигрывания и обсуждения этой игры с работающими психологами и студентами психологических факультетов вузов мы разработали новые правила, не требующие от игрока обвинения по отношению к гостю. Эту новую игру мы назвали «Эволюция». Цель игры, как она подается детям, — стать человеком. В этом варианте первый этап игры обязательно предполагает обсуждение: что значит «быть человеком». Причем ведущий высказывает и предлагает для обсуждения и свою точку зрения. Затем в процессе игры ведущий напоминает игрокам о тех качествах, которые они сформулировали до начала игры.
Оба варианта игры имеют свои достоинства и свои недостатки. Первый более терапевтичен, второй можно считать более педагогичным.
Цель игры - развитие эмоциональной и социальной компетенции, формирование коммуникативных навыков, социализация агрессии.
Задачи:
1. Проявление скрытой агрессии и ее социализация.
2. Развитие коммуникативных качеств.
Время игры - 1,5 часа (2 занятия).
Оборудование: игровое поле, пластилин, кубик.
«Слепленные вами из пластилина фигурки — это фишки для игры на поле. Придумайте имя своим животным. Так к вам будут обращаться во время игры.
Давайте договоримся, кому принадлежат какие цвета на поле. Это — ваша собственность. Игроки ходят по очереди, как в обычной настольной игре. Количество ходов определяется броском кубика. Направление движения — по стрелочкам.
Если на вашу территорию попала фишка другого игрока, ваша задача — обвинить пришельца. Тот, кто пришел на чужую территорию, просит прощения. Если хозяин прощает, он оставляет фигурку, если не прощает, нужно наказать фигурку. Можно даже раздавить ее в лепешку. Но сначала обязательно выслушать извинения.
На своем поле фигурка может лечиться и вернуть себе прежнюю форму.
Цель игры — дойти до зеркального поля. Оно волшебное. Через него можно стать человеком. Поврежденные фигурки человеком стать не могут. Выигрывает тот, кто первый станет человеком.
Все обращения (обвинения и извинения) направлены только на фигурки, нельзя обвинять игроков. Нельзя трогать чужие фигурки, если это не предусмотрено правилами игры.
В случае нарушения правил игры участник пропускает ход».
В этой игре можно выделить три основных этапа:
У этой игры достаточно сложные правила. В группах с маленькими детьми или с детьми с ЗПР можно рассказывать правила по ходу игры. Игра начинается с процесса вылепливания фигурок из пластилина (по правилам игры это должны быть животные, но мы допускали выбор детьми и неодушевленных предметов), которые становятся представителями игроков на игровом поле. Выбор фигурки, которая будет участвовать в игре, является целым этапом терапевтической работы с ребенком. Обычно это занимает от 20 до 40 минут.
Затем, когда все фигурки слеплены, игроки выставляют их на позицию «старт» (в оригинале игры она названа «хлев», но мы это условие опустили). В игре моделируются конфликтные ситуации, в которых игрокам приходится выступать то в роли агрессора, то в роли того, на кого эта агрессия направлена. Таким образом, косвенно эта игра ориентирована и на работу с тревожными детьми. Все поле, разделенное на клетки по цвету, становится собственностью играющих. Игроки кидают кубик и передвигаются по полю в зависимости от количества ходов, выпавших им на кубике. Если один из играющих попадает на чужое поле, хозяин этого поля должен выдвинуть против него обвинение за вторжение на его частную собственность. Провинившемуся игроку (нарушившему границы) необходимо извиниться перед хозяином поля за свой проступок. Владелец данного поля может простить непрошеного гостя или наказать пластилиновую фигурку любым способом, даже раздавить ее в лепешку (что отражено в названии игры).
При этом ведущий обязательно проводит работу с детьми, нацеленную на рефлексию играющими своих переживаний. Каждому ребенку предлагается проговорить свои чувства за свою фигурку, когда она оказывается наказанной. Также игроков спрашивают, что они чувствуют после того, как сами только что произвели наказание. Однако нельзя наказывать фигурку прежде, чем выдвинуто обвинение против нее. И обязательно следует выслушать извинение. Если извинение не принимается, игроку необходимо объяснить почему. Просить же прощения раньше, чем игрока успели обвинить, не запрещается. В случае нарушения одного из правил игры участник пропускает ход, что мешает ему достичь игровой цели — раньше других попасть на «небо людей».
При этом перед началом игры с игроками обязательно оговаривается, что наказывать фигурки можно и нужно, но наказание нельзя переносить на живых людей. Это строго запрещается правилами игры. В случае нарушения этого правила игрок выбывает из игры.
В процессе игры все участники не по одному разу попадают на чужое поле.
Искаженные (наказанные) фшурки можно поправить (подлечить) или даже переделать, когда они стоят на своем поле.
Если фигурка находится на своем поле и не имеет повреждений, игрок имеет право попросить кого-либо из других детей (игроков) «сделать его человеком». Для этого ему необходимо доказать, что он достоин стать человеком, назвать качества, которые позволят ему быть человеком.
Это тоже особый этап игры, во время которого дети обсуждают, что значит «быть человеком». Задача ведущего — с помощью проясняющих вопросов помочь игрокам сформулировать групповое представление об основных качествах человека. В этот список могут входить и нравственные нормы, и черты, помогающие адаптации в социуме. Если игра проводится с дошкольниками и младшими школьниками, можно заранее прочитать с ними рассказ о различных чертах и поступках людей и обсудить с детьми, что хорошо и что плохо.
«Став человеком», игрок лишается права наказывать другие фигурки. Он может только делать им замечания или выговор за плохое поведение. Если это правило нарушено, «человек» снова превращается в животное. Тем, кто отказался становиться «человеком» в процессе игры, предстоит дать себе характеристику в ее конце на зеркальном поле. Игра может длиться довольно долго (не один час). В конце игры проводится рефлексия со всеми игроками, где каждому предлагается ответить на следующие вопросы:
Что тебе больше всего понравилось в этой игре?