Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Художественно-творческая деятельность в условиях социального центра (на примере детей дошкольного возраста)

Программы, статьи

Художественно-творческая деятельность в условиях социального центра (на примере детей дошкольного возраста)

Автор: Киселева Светлана Александровна, Педагог дополнительного образования

Художественно-творческая деятельность в условиях социального центра (на примере детей дошкольного возраста)Общественно-политические, экономические и социокультурные изменения, происходящие в России в последнее время, актуализируют потребность общества в разносторонних и социально-активных людях, наделенных широким спектром знаний в различных областях.

Сегодня в центрах социальной помощи проведение развивающих занятий по художественно-творческой деятельности является затруднительным, причиной тому является недостаточная научно-методическая разработанность. Анализ состояния современного дополнительного образования в рамках социального центра свидетельствует о противоречиях между социальным заказом общества на обеспечение доступного, непрерывного, здоровьесберегающего образования, воспитания социально-активной личности и не включенностью в этот процесс детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад по каким-либо причинам. В этой ситуации значение приобретают потенциальные возможности вариативных форм образования (например, посещение групп кратковременного пребывания). Клиентами центров помощи семье и детям являются семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, испытывающие затруднения в социализации детей. Дети, не посещающие дошкольное учреждение, испытывают проблемы при поступлении в школу. Если не предотвращать их в дошкольном детстве, то они будут преследовать ребенка в период обучения в школе, в подростковом возрасте и в юношестве.

Целенаправленная педагогическая работа с детьми дошкольного возраста в центре социальной помощи, необходима для решения важной педагогической, психологической и социальной проблемы - обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу. Непрерывность образования осуществляется через подготовку ребенка к школе, сводится она к формированию конкретных знаний и умений. Исследования отечественных психологов и педагогов показали, что наличие знаний не вовсе способствовало успехам ребенка в обучении. Актуальным здесь оказалось формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – проявление самостоятельности, интереса, инициативности, готовность самостоятельно добывать знание, способность творческого выражения и самое главное достаточный уровень сформированности произвольного поведения.

Дошкольный период детства это особое время. Л.Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня - только шаг, от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние»! Опыт работы зарубежных и отечественных педагогов показывает значимость и необходимость педагогической работы в период бурного развития мозга, сенсорных и моторных функций.

Художественно-творческая деятельность в условиях социального центра (на примере детей дошкольного возраста)Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько отмечали, что основное внимание педагогов при руководстве различными видами художественно-творческой деятельности (рисование, аппликация, лепка) детей должно быть уделено развитию личности, ее способностей, эмоциональной, познавательной, волевой сфер, активному формированию в её процессе сенсорики, мышления, памяти, художественного вкуса, нравственных качеств. Кроме того рисуя, ребенок познает окружающий мир. Через результаты продуктивной деятельности можно выявить уровень развития познания. Они доказали, что при высоком уровне развития восприятия, наблюдательности, характерна выразительность поделок и рисунков. Чем шире запас представлений ребенка, тем полнее и точнее он отражает действительность в своем творчестве.

На занятиях по художественно-творческой деятельности происходит психофизическое развитие. У ребенка развивается чувствительность кожи ладоней, мышечных ощущений кисти и скоординированность движений. Когда ребенок обучается чему-то новому, например, держать кисточку, взрослые либо говорят ему, что делать, либо демонстрируют с помощью своих собственных движений, либо помогают ему, рисуя вместе. Пока ребенок тренируется, все его движения и позы являются осознанными, так как он вынужден думать и стараться контролировать то, что он делает. Движения становятся автоматическими при их многократном повторении и ребенку больше не нужно думать о том, как держать кисточку или карандаш, с какой силой нажимать, давить на них.

Поступая в школу, ребенок сталкивается с тем, что надо работать в тетради, переписывать с доски материал, услышать задание учителя, усвоить новую информацию; для неподготовленного ребенка это может стать большим стрессом, что впоследствии может являться причиной неуспеваемости.

Таким образом, поступая в школу, ребенок будет готов к освоению письма, восприятию и усвоению новых знаний. В рамках творческой деятельности педагог дополнительного образования реализует социально-педагогические задачи:

  • развитие произвольности внимания, через восприятие инструкции педагога и способности следовать цели в деятельности;
  • подготовки руки к письму, через обогащение сенсомоторного опыта ребенка;
  • формирование эстетического отношения к миру, через приобщение к опыту мирового искусства, художественному слову, музыке;
  • развитие коммуникативных навыков, умение работать в группе, через взаимодействие с педагогом и детьми во время занятий;
  • развитие творческих качеств личности, способности к воображению, через поощрение педагогом творческих замыслов ребенка;

Реализация вышеперечисленных задач будет способствовать социальной адаптации и успешному развитию личности ребенка.

 

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ