Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Метод «Сеть социальных контактов» как технология работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Программы, статьи

Метод «Сеть социальных контактов» как технология работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Автор: Еремеева Анна Андреевна, Психолог

Сегодня одной из эффективных технологий социальной работы является «сеть социальных контактов». Само понятие было введено в середине 1950-х английским антропологом Джоном А. Барнсом. Эта технология отработана шведскими специалистами и в настоящее время внедряется во многих городах России. Метод «сеть социальных контактов» - это путь к решению проблемы клиента через его социальное окружение (семья, друзья, родственники). Работа с сетью социальных контактов – это решение проблем отдельно взятого человека через его взаимоотношения с людьми. Также, данная технология – это эффективный способ обнаружить и активизировать тот потенциал и те ресурсы, которые имеются в окружении ребенка в данный момент или были в его прошлом.

Данная методика применяется в следующих случаях: кризис и конфликты в семье; жестокое обращение с ребенком; уходы ребенка из дома; отказ родителей или опекунов.

Основной принцип работы специалистов с детьми и их семьями по данному методу заключается в возвращении ребенка в семью, как наиболее желаемую форму его жизнеустройства.

Технология проводится в несколько этапов

Предварительный этап начинается с момента поступления ребенка в учреждение, может занимать разные промежутки времени (в зависимости от ситуации и личности ребенка) и быть достаточно незаметной со стороны, так как главной задачей становится установление контакта и доверительных отношений ребенка со специалистом по социальной работе (социальным педагогом, психологом).

Далее, происходит сетевая диагностика, которая содержит в себе составление карты социальных связей (даёт представление о том, кто конкретно входит в окружение ребенка и как он описывает свои отношения с каждым из этих лиц). Специалист и ребенок совместно составляют карту при условии, если мотивация на эту работу состоялась. Ребенок получает подробную инструкцию по составлению сетевой карты.

Нужно отметить, что вопрос о мотивации касаемо данного этапа и технологии в целом сегодня актуален как никогда. Специалисты говорят, что не всегда удаётся привлечь семью для решения проблемы этим способом. Когда ребенок находится в приюте, специалистам легче собрать группу, организовать работу, и, как ни странно, легче объяснить преимущества данного метода. Находясь же в Центре социальной помощи семье и детям, родителей и детей почти невозможно замотивировать на использование этого метода, в связи с тем, по словам специалистов, что в центре – полустационарное обслуживание и собрать группу – достаточно сложная задача, требующая особых усилий со стороны специалистов по социальной работе.

Третий этап – это приглашение на встречу. Ребенку предлагают встретиться с его ближайшим окружением, чтобы все значимые для него люди сообща могли принять участие в решении его проблемы. Для этого координатор встречи связывается с каждым будущим участником встречи, рассказывает ему о сути проблемы ребенка, о том, что данное лицо отмечено ребенком как значимое в его жизни, о том, что будет организована встреча ближайшего окружения, где данная проблема будет решаться сообща всеми значимыми людьми, представляет список приглашенных и передает приглашение на встречу, в котором указано: тема, дата, время, место проведения, продолжительность, данные о координаторе и ведущем встречи.

Далее – проведение сетевой встречи. Работа с социальной сетью подразумевает, что специалисты центра предоставляют свои профессиональные знания в распоряжение людей, обратившихся за помощью в центр. В практике отношений в обществе сложилось так, что очень немногие выслушивают оказавшихся «за бортом» жизни людей. Близкие их уже не слушают, у них появляется такое чувство, что никому не нужны; то, что они говорят, не важно для окружающих. Часто это приводит к тому, что они становятся агрессивны, стараются говорить громко, кричать, но в результате еще меньше людей прислушиваются к тому, что они говорят. Поэтому специалист, работающий с сетью социальных контактов ребенка, должен уметь показать, что у него и у тех людей, с которыми он работает, есть что сказать друг другу на встречах, организованных для того, чтобы социально депривированные люди смогли вызвать друг друга на разговор и смогли бы общаться с представителями властей, имеющих к ним то или иное отношение.

Организация таких встреч в рамках социальной сети поначалу может быть сопряжена с трудностями: недостаточная мотивация на участие во встрече, отсутствие позитивного начала в разрешении трудной жизненной ситуации. В ходе встреч обычно возникает много конфликтов между участниками, и перед ведущими встречи встает задача найти конструктивные подходы к происходящему.

Работа после сетевой встреч заключается в реализации тех позитивных и конструктивных решений, предложений, найденных в процессе встречи. В эту работу включаются уже не только специалисты и чиновники по долгу службы, но и лично заинтересованные участники социальной сети: родственники, друзья, соседи и т.д. Опыт работы по данной методике показывает, что иногда самое трудное начинается именно после встречи, так как это требует мобилизации и сохранения внутренних сил окружения ребенка и его семьи.

Метод позволяет и специалистам, и семье добиваться положительных результатов, изменить отношения внутри социального окружения семьи, реально сокращать сроки пребывания детей в социальных учреждениях и предотвращать саму возможность попадания ребенка в социальный приют или центр, способствует профилактике социального сиротства. Не менее важной представляется и проблема равной ответственности родителей и общества за судьбу ребенка, что в конечном итоге способствует развитию гражданского общества в целом.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ