1. Определяем вид страха (особенности его протекания: продолжительность, сила)
-
Навязчивые страхи (н-р, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.). Эти страхи испытывают в определенных конкретных ситуациях и боятся обстоятельств, которые эти ситуации могут за собой повлечь.
-
Бредовые страхи (н-р, почему-то ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится одевать какую-то одежду. Причину появления их, порой, найти невозможно, а может быть все просто и логично.)
-
Сверхценные страхи («идеи фикс», фантазии), н-р, страх темноты, в которой живут ведьмы, оборотни, призраки сказочные персонажи, а также страх потеряться, страх нападения, страх воды, огня, боли и резких звуков)
2. Выявляем причины:
-
Случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте, задыхался в какой-то ситуации – было трудно дышать).
-
Внушенный страх (многочисленные запреты со стороны родителей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка)
-
Детская фантазия. Ребенок существо эмоциональное, нередко он сам придумывает себе предмет страха.
-
Наличие серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медики.
3. Снятие и уменьшение страха
3.1. Обсуждение с ребенком его страха
Пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх (какой он, где «сидит» в теле, как выглядит. Чем больше он будет говорить о страхе, тем быстрее сможет от него избавиться.
3.2. Успехи избавления от страха в прошлом
3.3. Работа с чувствами
Не уменьшайте страх, не придавая ему значения, не говорите о том, что все это глупости, это ранит человека еще больше.
-
Можно попробовать переубедить ребенка, дав ему определенную информацию.
-
Личный пример консультанта (чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться)
-
Сочините вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.
-
Прорисовать страх - это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. А после: сжечь бумажку с рисунком, изорвать на мелкие кусочки и пустить по ветру, выбросить в мусорку, смыть в туалет… Обязательно объяснить, что страха больше не существует, что вы его сожгли, смыли и т.п., и он никогда не побеспокоит.
3.4. Поощрение от консультанта
Не забывайте все время поощрять ребенка, говорить какой он смелый и большой, какой он молодец, что смог победить страх.
4. «Группа поддержки» для ребенка