Региональная программа Нижегородской области
http://бесстрашное-детство.рф
Методическая разработка музыкального занятия «В доброй стране музыкальных инструментов»
Автор: Мухина Е.В., Педагог
Цель: Реабилитация, снятие эмоционального и психологического напряжения посредством музыки.
Задачи:
Место проведения: музыкальный зал реабилитационного центра.
Участники: мероприятие рассчитано на среднюю возрастную группу, с привлечением нескольких человек из старшей группы.
Оборудование: музыкальный центр, микрофон, проектор, экран, ноутбук, световые эффекты, диски с материалом, наглядные пособия (макеты муз. инструментов или иллюстрации – в виде выставки)
Количество участников: 20 человек.
Ведущий: музыкальный руководитель.
Время проведения: 45 минут.
Ход мероприятия:
Под фонограмму песни «Дорога добра» дети входят в зал и рассаживаются на свои места.
Выходит ведущий.
Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами побываем в необыкновенной стране – стране музыкальных инструментов, услышим много красивых мелодий1 и узнаем много нового. Итак, в путь!
Звучит волшебная музыка, световые эффекты. Выходят Фея и Семён, осматриваются.
Фея: Здравствуй, Семён!
Семён: Здравствуйте, кто вы?
Фея: Я фея, меня зовут ИНТОНАЦИЯ, я пришла помочь тебе. Я слышала, ты потерял мелодию?
Семён: Я, правда, потерял мелодию. Вчера я услышал её на концерте и сразу же запомнил. Я напевал её целый день, а вечером забыл. Сейчас разные песенки звучат в ушах, а моей нет.
Фея: Неужели ты вообще ничего не помнишь?
Семён: Помню только, что это замечательная музыка! Пожалуйста, спойте мне её!
Фея: Не так быстро, я ведь не знаю, какую мелодию ты потерял, но догадываюсь, где мы можем её найти.
Семён: Где же, где?
Фея: В царстве музыки! По мановению волшебной палочки мы окажемся в стране музыкальных инструментов.
Звучит музыка «Под небом голубым», появляются гитара, флейта и рояль.
Семён: Где мы?
Фея: В королевском замке. А это министры короля: гитара, флейта и рояль.
Семён: А кто король этой страны?
Фея: О, ему подвластно даже биение наших сердец!
Семён: Я догадался, это ритм!
Фея: Тише, тише, сейчас начнётся совет министров.
Звучат фанфары, входит король
Министры: Да здравствует король!
Ритм: Здравствуйте, мои министры! Что нового в стране волшебника шума?
Гитара: Ваше величество, мы принесли плохие вести! Шумовые звуки готовятся к войне!
Флейта: Вчера слуги волшебника Шума украли 5 наших подданных - 5 музыкальных звуков и хотят превратить их в шумовые. Исчезла самая красивая мелодия нашей страны.
Семён: Так вот почему я забыл мелодию! Я уверен, эта та самая!
Рояль: Шпион в зале!
Семён: Великий король, министры, я пришёл с человеческой земли, чтобы найти свою мелодию.
Фея: Бедняга говорит правду, это я привела его и уверена, что не напрасно.
Гитара: У нас есть единственное оружие-это искусство! Нужно убедить Шум заключить мир между нашими странами, мальчик может нам помочь.
(Фея берёт Семёна за руку, ведёт по залу)
Фея: А вот и первая остановка-страна фортепиано. (на экране появляются слайды с изображением этого инструмента и других клавишных)
Семён: А почему этот инструмент называется фортепиано?
Рояль: Моё имя произошло из 2-х итальянских слов: «фортэ» - громко, «пиано» - тихо. Меня также называют рояль, что в переводе обозначает - королевский.
Семён: А разрешите поинтересоваться вашей родословной?
Рояль: Извольте. На мне скрестились три рода: род струнных, род клавишных и род ударных. Мой предшественник –благородный клавесин. А вот и еще мои сородичи, посмотри на экран, это тоже клавишные инструменты.
Семён: хотелось бы вас послушать.
Рояль: Пожалуйста!
(звучит «Лунная соната»)
Семён: Чудесная мелодия, но не моя.
Фея: Не отчаивайся, отправляемся дальше, в страну духовых инструментов.
Навстречу выходит флейта.
Флейта: Добро пожаловать!
Семён: Кто вы? Я ничего не знаю о вас?
Фея: А я тебе расскажу. Наш род очень древний. Моё имя - флейта, что в переводе означает дуновение, из меня простым дуновением можно извлечь звук. Жизнь моя началась из простого камышового стебля. Я побродила по свету, у всех народов ума набралась и вот как я теперь звучу.
(звучит мелодия «Одинокий пастух» на экране слайды с изображением духовых инструментов)
Флейта: а вот и другие мои сородичи – духовые инструменты.
Семён; Нет, дорогая флейта, и это не моя мелодия.
Флейта: Ну ничего. У вас на пути страна щипковых инструментов, может быть, там тебе повезёт. До свидания.
(Уходит. Выходит гитара)
Гитара: Рада приветствовать вас в своей стране. Может быть здесь ты отыщешь свою мелодию, ведь мы - гитары, дружим с большим количеством прекрасных мелодий с древности. Древние греки считали, что первый певец на земле – Орфей, он играл на кифаре. Вот откуда произошло моё имя. Послушайте, как я звучу.
(музыкальный фрагмент, на экране изображение струнных- щипковых инструментов)
Семён: Нет и это не моя мелодия.
Фея: Не грусти, дружок, отправляемся дальше, в страну самого древнего музыкального инструмента.
Семён: А что же это за инструмент?
Фея: Это человеческий голос. Смотри, нас уже встречают королева Песня и её дочери: Ария и Романсия.
(выход персонажей)
Песня: Добрый вечер, что привело вас в наше королевство?
Семён: Мы ищем мелодию.
Ария: Самые красивые мелодии, конечно же, в ариях!
Романсия: Нет в романсах!
Песня: Не спорьте, девочки! В современной музыке тоже много красивых мелодий, вот послушайте замечательные песни.
(Дети – зрители исполняют выученные на музыкальных занятиях песни на усмотрение руководителя)
«Семён: Нет и это не мои мелодии.
Фея: Мы уже подходим к стране шумовых инструментов, здесь твоя мелодия обязательно отыщется.
(под бой барабана, бубна, трещоток и т.д. вбегают 5 шумовых звуков, с ними волшебник Шум)
Фея: Смотри, Семен, это же волшебник Шум!
Семён: А это кто?
Фея: Я с трудом верю своим глазам! Да ведь это же звуки из страны музыкальных инструментов, которых похитили! Но что же стало с их красивыми голосами?
1 - я самый шумный
2 - я гудящий
3 - я самый шуршащий
4 - я самый визгливый
5 - нет я!
Фея: Эти звуки превратились в шумовые! Но я ведь всё-таки фея-интонация, я верну им былую красоту и мелодия зазвучит с новой силой.
Шум: Что нового в стране музыкальных инструментов?
Семён: Уважаемые звуки! Король страны музыкальных инструментов хочет заключить с вами мир и сотрудничество. Давайте вместе сочинять музыку!
Шум: А что мы будем делать?
Фея: Вы будете подчёркивать мелодию, выделять акценты, изображать шум моря, пение птиц, вот послушайте!
(Звучат звуки леса, шум моря)
Все: Мы согласны!
Фея: Вот и прекрасно! А теперь верните Семёну потерянную песню
Шум: Так и быть!
(Песня общая «Дорога добра»)
Дети и участники поют общую песню, общий поклон участников.
Ожидаемые результаты: в процессе занятия дети расслабляются, отвлекаются от повседневного быта, попадают в мир красивой музыки, эстетически обогащаются. Их кругозор расширяется через игру. На роли персонажей привлекаются не взрослые, а дети старшей возрастной категории и несовершеннолетние, входящие в целевую группу программы «Бесстрашное детство». Они пробуют играть, развивая свои театральные способности. Занятие учит добру и взаимовыручке.