Региональная программа Нижегородской области
http://бесстрашное-детство.рф
Приемы краткосрочной психотерапии
Вниманию консультантов Телефона Доверия предлагаются приемы психоррекционной работы, разработанные в Московском суицидологическом центре под руководством профессора А.Г. Амбрумовой.
Правильно заданные консультантом вопросы формируют в сознании абонента объективную и последовательную картину психотравмирующей ситуации, ее развитие.
Консультант тактично подчеркивает, что аналогичные критические ситуации (измена, распад семьи), которые складываются в силу личностных особенностей человека и его ошибочных действий, встречаются в жизни достаточно часто.
Психотравмирующая ситуация кажется абоненту неожиданной, внезапной и поэтому – непреодолимой.
Консультант, показывая связь травмирующей ситуации с предшествующими событиями, открывает возможность для ее изменения.
Когда абонент считает, что критическая ситуация требует немедленного, сиюминутного решения, консультант подчеркивает, что у абонента есть время на обдумывание и принятие решения.
Консультант тактично подчеркивает успехи абонента, о которых он сам рассказывает в ходе беседы. Это формирует у абонента представление о себе как о личности, способной к преодолению трудностей – повышает самооценку абонента.
(прием из метода косвенной суггестии очень эффективен и используется в ходе разговора многократно)
Абонент, сообщая значимую информацию, испытывает трудности в ее осмыслении, понимании.
Консультант высказывает точную формулировку переживаемой ситуации, помогает рационализировать происходящее, принять его.
Абонент слышит, что понимают, у него снижается суицидогенные переживания одиночества и беспомощности.
Задавая вопрос «Что именно в этой ситуации Вас ранит?», консультант устанавливает настоящие причины плохого эмоционального состояния. Абонент осознает связь между поступками Значимого человека и собственными эмоциями.
Когда абонент бесконечно говорит о своем эмоциональном состоянии и соматических симптомах, требуя постоянного поглаживания, консультант возвращает абонента к обсуждению конкретных планов выхода из ситуации, решению проблемы.
Абонент не находит пути разрешения ситуации, консультант высказывает гипотезы о возможных способах ее решения.
Абонент получает обратную связь от консультанта и понимает, как и что чувствует консультант, разговаривая с ним.
Целенаправленное молчание консультанта дает абоненту возможность проявить инициативу, стимулирует к рассказу и рассмотрению альтернатив, принятию решения.