При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
К вопросу об особенностях физического насилия над детьми
Автор: Сергеева Н.Е., Психолог
Одним из наиболее распространенных видов травмирования детей является физическое насилие. Физическое насилие, к сожалению, явление достаточно распространенное в нашем обществе.
Как отмечают Н. М. Платонова и Ю.П. Платонов, воздействие физического насилия на психическое состояние ребенка опосредуется: возрастом ребенка, уровнем его развития, личностными особенностями, характером, длительностью насилия, отношением насильника к ребенку, повторяемостью травматического события.
Н. О. Зиновьева и Н. Ф. Михайлова описывают факторы, связанные с семьей, на основании которых можно предполагать применение физического насилия по отношению к ребенку:
1. Известно, что в этой семье детей или конкретно данного ребенка и раньше подвергали физическому насилию;
2. Родитель относится к ребенку пренебрежительно;
3. Родитель применяет жестокие приемы для дисциплинирования ребенка (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом – ремнем и т.п.);
4. Известно, как родитель угрожал ребенку физической расправой («Ты у меня сегодня заработаешь …») или как он вспоминал насильственные действия (« Ты у меня получишь, как тогда …»);
5. Описание родителями происшествия не совпадает с характером травмы у ребенка;
6. Родитель не может объяснить, как возникла травма, даёт противоречивые объяснения.
Причины, вызывающие риск физического насилия детей обусловлены особенностями личности родителей и ребенка. Н. В. Тарабрина указывает, что наиболее часто жертвами насилия, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников, становятся:
1) Дети, воспитывающиеся в условиях жестокого обращения в семье, которые враждебно воспринимают мир, готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять его в отношении слабых;
2) Дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности и эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла, а также имеющие отставание в психофизическом развитии, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;
3) «Уличные» дети;
4) Дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечёткими внутренними границами личности, делающими их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;
5) Дети с нервно-психическими расстройствами (олигофрения, расстройства личности – психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.);
6) Маленькие дети в силу своей беспомощности;
7) Недоношенные дети или дети с малым весом при рождении (т.к. они обычно более раздражительны, больше плачут и доставляют больше проблем родителям).
Как отмечают Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов, причинами эмоциональной холодности родителей может быть воздействие нездоровых, деморализующих обстоятельств (алкоголизм родителей, употребление наркотиков); инфантильность личности родителей, внутриличностный конфликт одного или обоих родителей, несформированность родительских ролей, отсутствие ясного определения правил поведения в семье, наличие в родительском сценарии травматического опыта физического насилия, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку также провоцируют эмоциональное отторжение ребенка.
В качестве ведущих причин возникновения физического насилия над ребенком в семье Н. М. Платонова и Ю. П. Платонов выделили следующие факторы, представленные в таблице.
Таблица «Факторы возникновения физического насилия в семье»
Особенности личности ребенка |
Особенности личности родителей |
Особенности психологической атмосферы в семье |
- Наличие уродства, неизлечимой болезни, инвалидности, умственной отсталости. - Нарушение психического или физического развития, недоношенность, несоответствие личности ребенка ожиданиям родителей. - Гиперактивность, импульсивность и агрессивность, отклоняющееся от нормы поведение ребенка. |
- Повышенный уровень тревожности, импульсивности, низкий уровень контроля собственных действий. - Ригидность в поведении, взаимоотношениях. - Признание необходимости применения в процессе воспитания системы физических наказаний. - Низкий уровень самооценки и образования, акцентуация характера (эпилептоидного, демонстративного типов). - Нежелание иметь ребенка и вынужденное исполнение роли родителя. - Наличие у родителя сценария, который содержит травматический опыт жестокого обращения. - Высокая степень психологической зависимости и нарциссичность. - Наличие садомазохистских тенденций во взаимоотношениях с детьми. |
- Отсутствие умений в приемлемом и адекватном выражении эмоций и чувств, небольшой опыт (или его отсутствие) позитивного взаимодействия с людьми разного возраста. - Изменчивость и нестабильность идентификации. - Большое затруднение родителей при распознавании собственных психологических потребностей и потребностей своих детей. - Психическое заболевание родителей (депрессии, острые бредовые реакции, тяжелые тревожные расстройства, приводящие к агрессивным и аффективным реакциям). |
Материал подготовлен с использованием литературы:
1. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб. – 2003.
2. Платонова Н.М., Платонов Ю.П. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. СПб. – 2004.