При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Методологические аспекты работы с гиперактивными детьми из приемной семьи
Большинство детей-сирот передаются в приёмную семью в дошкольном или младшем школьном возрасте. Следует учитывать, что дети, поступившие в приёмную семью, отличаются рядом особенностей:
Процесс адаптации в приёмной семье – длительный процесс, который проходит при тесном взаимодействии и оказании помощи приёмным родителям и воспитаннику приёмной семьи специалистами органов опеки и попечительства, социально-педагогического центра, социальным педагогом и педагогом-психологом образовательного учреждения, медицинскими работниками.
Определённые проблемы существуют и при адаптации детей из приёмной семьи в школьном коллективе.
Свою работу учитель начальных классов должен строить с учётом особенностей детей-сирот, принятых на воспитание приёмной семьёй. Следует также учитывать, что у определённого количества этих детей стоит диагноз “гиперактивность”. Далеко не все и не всегда учителя могут понять и принять ребёнка с СДВГ. Не могут понять, что эта поведенческая проблема не проблема воспитания, а медицинская проблема и строить воспитательный и образовательный процесс нужно с учётом их особенностей развития.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется следующими нарушениями:
Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он сам не может.
Наиболее важным в школьной жизни являются первые годы обучения, т. к. именно на этом этапе ребёнок получает навыки чтения и письма. Кроме того, в первые месяцы учёбы детей в школе начинает формироваться коллектив класса. Дети, поступившие в школу, приобретают новый статус – статус ученика, первоклассника. У них появляются новые обязанности. От успешности адаптации на данном этапе зависит успешность детей в школе в дальнейшем. Огромная роль в работе с детьми, имеющими диагноз СДВГ, в том числе и детьми из замещающих семей отводится учителю начальных классов.
Учитель начальных классов для достижения успеха в работе с гиперактивными детьми должен следовать определённым правилам, которые чётко формулируются в специальной психолого-педагогической литературе.
Основное внимание необходимо уделять повышенной отвлекаемости и слабой организации деятельности данной категории детей. В связи с этим работу с гиперактивным ребенком желательно строить индивидуально, по возможности максимально игнорируя вызывающие поступки ребенка. Учитель должен оформить классное помещение с минимальным количеством отвлекающих предметов (картин, стендов и т. п.). Рабочее место ребенка во время занятия, по возможности, должно быть рядом со взрослым. Ему в обязательном порядке должна предоставляться возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений. Оптимальный выбор места для ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью – на среднем ряду за первой партой напротив доски. Он практически всегда должен находиться перед глазами учителя.
По сравнению с другими учениками, рабочую нагрузку данной категории детей целесообразно уменьшить, разделив её на более короткие, но более частые периоды, с обязательным использованием подвижных физкультминуток. На определенный отрезок времени ребёнку давать только одно задание. Большое по объёму задание, предлагаемое в виде последовательных частей, целесообразно периодически контролировать в ходе работы над каждой частью. При этом сразу вносить необходимые коррективы.
Учителем должна быть разработана и чётко сформулирована в доступной для данных учеников форме гибкая система поощрений и наказания, которую он систематически использует в своей работе. Педагог обязательно оценивает хорошее поведение и успехи в учебе ребенка, хвалит, если тот успешно выполнил даже небольшое задание. Поощряет его сразу же, не откладывая на потом.
Психологи советуют при разговоре с ребёнком всегда опускаться до уровня его глаз, смотреть ему в глаза, держать за руки. Помнить, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Не нужно бояться дотронуться до плеча ребёнка, погладить его по голове. Учителю также имеет смысл использовать физический контакт с данным ребёнком (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения.
В учебном процессе при работе с гиперактивными детьми следует вводить элементы проблемного обучения, повышать мотивацию данной категории учеников, использовать в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давать творческих, развивающих заданий, избегать монотонности в деятельности. Помнить, что практически все задания, предлагаемые на уроке, желательно записывать на доске. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
Учитывая, что дети с повышенной двигательной активностью непроизвольно вынуждены активно действовать учителю необходимо их двигательную активность направлять в нужное русло. Такие дети с удовольствием оказывают посильную действенную помощь учителю: моют доску, раздают тетради и т. п.
Положительный результат в обучении и воспитании приёмных детей с СДВГ возможен только при активном взаимодействии учителя начальных классов, педагога-психолога и приёмного родителя.
По материалам сайта «Фестиваль педагогических идей»