Региональная программа Нижегородской области
http://бесстрашное-детство.рф
Подростковая реакция эмансипации
Реакция эмансипации проявляется стремлением подростка высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства родных, учителей, старшего поколения вообще. У мальчиков эта реакция бывает выражена сильнее, чем у девочек и развертывается обычно под действием социопсихологических факторов, таких как: чрезмерная опека подростка, мелочный контроль за его поведением, лишение его минимальной самостоятельности, пренебрежительное отношение к его интересам и желаниям. Чем сильнее зажат подросток, тем острее его стремление всегда и везде поступать по-своему. Необычные прически, одежда, «своя» музыка - это вызов взрослым, протест.
Смысл этой реакции - пробовать контролировать события своей жизни самому. Это тоже очень важно, так как формирует жизненную позицию во взрослой жизни - плыть по течению, подчиняться, или самому активно влиять на свою судьбу, руководить, управлять. Кроме того, сознание того, что что-то решил или сделал сам, очень влияет на самооценку и представление о себе, придает уверенности.
Родители жалуются, что подросток перестаёт выполнять просьбы, устраивает всё по-своему, в ответ на настойчивость со стороны родителей - грубит (так это оценивают родители), раздражается, замыкается, хлопает дверьми и т. п.
Выделяют реакцию явной и скрытой эмансипации.
Иногда подростки порывают с семьей, бросают учебу и поступают на работу, ведут подчеркнуто независимый образ жизни.
Психологические реакции явной эмансипации возникают обычно только в психотравмирующей ситуации, имеют конкретную направленность, относительно кратковременны.
Родителям необходимо понимать и помнить, что подростковый возраст (от 10-11 до 15-16 лет) - это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется семейными факторами, а точнее тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи.
Под отделением подростка от семьи обычно понимается выстраивание между подростком и его семьей нового типа взаимоотношений, основанного уже не на опеке, а на партнерстве. Это достаточно трудный процесс, как для самого подростка, так и для его семьи, поскольку семья не всегда готова отпустить подростка. А подросток не всегда может адекватно распорядиться своей самостоятельностью.
Однако последствия незавершенного отделения от семьи - неумение взять на себя ответственность за свою жизнь - могут наблюдаться не только в молодости, но и в зрелом, и даже в пожилом возрасте. Поэтому так важно, чтобы родители умели предоставить подростку такие права и свободы, которыми он может распорядиться без угрозы своему психологическому и физическому здоровью.
По материалам интернета