Региональная программа Нижегородской области
«Бесстрашное детство»
http://бесстрашное-детство.рф
Библиотека
Педагогическое наблюдение – как метод
Автор: Блохина Е.А., Психолог
Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения:
-
во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения;
-
во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.);
-
в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.
К достоинствам наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:
-
только наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях "живого" педагогического процесса в их динамике;
-
оно позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания;
-
наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий воспитания;
-
в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании);
-
наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса).
К слабым сторонам педагогического наблюдения относятся:
-
наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны наблюдателя;
-
недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности занимающихся и воспитателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т.п.);
-
возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными (например, по сравнению с анкетированием);
-
пассивность исследователя, не позволяющая ему активизировать те стороны деятельности занимающихся и педагогов, которые являются объектом изучения (по сравнению, например, с экспериментом).
Учитывая все это, педагогическое наблюдение полезно применять в следующих случаях:
-
когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в "чистом" виде, без привнесения в него несвойственных ему элементов;
-
когда необходимо собрать первичную информацию, не требующую большой выборки;
-
когда следует дать педагогическую оценку фактам, полученным с помощью других методов, например хронометрирования, анкетирования;
-
когда требуется провести "разведку" с целью уточнения гипотезы и методики исследования;
-
когда на заключительном этапе исследования требуется проверить эффективность педагогических рекомендаций, разработанных на основе применения других методов.
Наибольшая эффективность педагогического наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования.
Список литературы
-
Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учебн. пособие. К., О-во "Знання", КОО, 2001.
-
Спирин Л.Ф. Педагогический эксперимент в области воспитания. В кн. Методы педагогического исследования. Ред. В.И. Журавлев. М., "Просвещение", 1972, стр.34 - 61.