При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Дети солнца
Автор: Воеводина Алла Михайловна, Зав. отделением реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями
Занятия в нашем отделении реабилитации для детей с ограниченными возможностями посещают очень разные дети с особенностями развития (дети с аутизмом, эпилепсией, расстройствами личности и поведения, дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, дети с синдромом Дауна и т.д.).
Об одних из них хотелось бы рассказать поподробнее, о детях с синдромом Дауна, которых за их добрый нрав иногда называют «солнечные дети».
Синдром Дауна – это результат хромосомного расстройства, обычно проявляющийся в наличии лишней хромосомы в каждой клетке тела ребенка. И по мере развития ребенка все клетки будут расти из первой клетки, и все они будут содержать лишнюю хромосому. Хотя у всех детей своеобразный тип лица, но все равно они похожи на своих родителей и родственников. Новорожденные с этим диагнозом встречаются с частотой 1:500. В настоящее время точных причин, влияющих на появление в семье ребенка с синдромом Дауна нет. Мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой. На современном этапе развития науки полностью вылечить синдром Дауна, то есть убрать лишнюю хромосому из каждой клетки ребенка невозможно.
У большинства детей формирование всех психических процессов происходит медленно (развитие речи, мышление, восприятие, память и т.д.), у многих нарушена крупная и мелкая моторика, поэтому для того чтобы ребенок с синдромом Дауна успешно рос и развивался, ему с самого раннего возраста необходима помощь, представляющая собой определенный комплекс специальных мероприятий, направленных на поддержание общего состояния здоровья и стимуляцию развития. К сожалению, в нашей стране очень долгое время детей с синдромом Дауна считали необучаемыми, предлагали родителям отказаться от своих детей впоследствии помещая их в специальные интернаты и детские дома. Поэтому методические наработки и программы развития детей с синдромом Дауна разработали зарубежные специалисты. Самая известная из программ развития это «Маленькие ступеньки», созданная М. Питерси и Р. Трилором.
Очень важно, как можно раньше начать активную стимуляцию интеллектуального развития малыша. В настоящее время научно подтверждено и доказано, что у детей с синдромом Дауна: хорошее зрительное восприятие и хорошие способности к наглядному обучению, включающие способности выучить и использовать знаки, жесты и наглядные пособия; дети способны обучаться по индивидуальным учебным планам и на практических занятиях; способны выучить написанный текст и пользоваться им; способны учиться на примере сверстников и взрослых, стремятся копировать их поведение, то есть, подражая им, дети могут учиться как вести себя в бытовых ситуациях, как играть, как двигаться, как дружить.
В настоящее время дети с синдромом Дауна в нашей стране живут и воспитываются в семьях, посещают дошкольные учреждения, учатся в школах, но дальнейшее развитие всех полученных навыков и знаний в сфере профессиональной и трудовой подготовки, а также подготовки к самостоятельной жизни на государственном уровне нет.
Многие дети, окончившие школу, находятся дома, постепенно теряя ранее приобретенные навыки и знания. Развитием этой сферы в основном занимаются общественные организации и сообщества родителей или Благотворительные фонды, которые организуют центры или адаптационные квартиры для обучения молодых людей с синдромом Дауна самостоятельной жизни.
В других странах после окончания школы молодые люди с синдромом Дауна активно участвуют в общественной жизни общества, учатся в колледжах или получают начальное профессиональное образование. Это позволяет им найти работу в самых разных областях. Они работают помощниками воспитателей, выполняют разную техническую работу в офисах, работают в кафе, супермаркетах, играют в кино и театре.
И так как потребности одинаковы, а возможности все же ограничены, нужно помочь детям с синдромом Дауна развить их. Эти дети имеют те же права, как и любые другие дети, поэтому никакое государственное учреждение не может заменить им родительской любви, участия, тепла семейной обстановки, эмоционально-безопасного окружения окружающего мира и жизни в обществе.
По материалам Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» www.downsideup.org